Дидактическая игра «Квадраты» и ее использование в логопедической практике на примере свистящих звуков.

Автор: Маханева Ольга Германовна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Негосударственного частного образовательного учреждениядля детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 ОАО «РЖД», г.Батайск.

О себе: Я работаю в Прогимназии более 11 лет. Это современное, идущее в ногу со временем, образовательное учреждение. В свободное от работы время я увлекаюсь декоративно-прикладным искусством. Мне интересны такие техники декорирования как папье-маше, декупаж, квилинг, скрапбукинг, и многие другие. Самым главным увлечением педагога, считаю, должна быть профессиональная деятельность – тогда работа будет в радость, а дети развиты, умны, образованны.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Ребенок дошкольного возраста с хорошо развитой речью в наши дни большая редкость.
Наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи является их воспитание и обучение в ДОУ компенсирующего вида и в компенсирующих группах в составе комбинированных ДОУ.

Основные задачи реализации коррекционного направления в работе этих образовательных учреждений:
• поиск эффективных форм коррекционного воздействия;
• совершенствование системы воспитания детей-логопатов;
• своевременная систематическая коррекционная помощь;
• консультативно-методическаяподдержка их родителей;
• социальная адаптация детей с нарушениями речи;
• формирование предпосылок к учебной деятельности.

Нарушение речи — отклонение от речевой нормы, полностью или частично препятствующее речевому общению и ограничивающее возможности социальной адаптации человека.
Логопедическое воздействие направленно на восстановление речевого здоровья, «добывание» всесторонне правильной речи – средства общения, средства мышления, а именно:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование произношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия;
• подготовка к овладению грамотой;
• развитие навыков связной речи.

Залогом успеха усвоения ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков является преподнесение их в увлекательной, игровой форме. В таком случае он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимать их «в штыки», как нечто идущее в разрез с его собственными желаниями и интересами.

Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности дошкольного детства, в процессе которой возникают и формируются основные психические процессы и свойства личности. Незаменимым помощником логопеда выступает игра, а именно, дидактическая игра. Во-первых, дидактическая игра является средством обучения, поэтому она может быть использована для усвоения, закрепления любого программного материала. Во-вторых, с помощью дидактической игры можно осуществлять взаимосвязь логопеда, воспитателей, родителей, обеспечивая единство требований. В-третьих, в игре обучающие и коррекционные задачи скрыты от детей, внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий. Игра выступает посредником между ребенком и логопедом.

В своей работе я использую игру, которую назвала «Квадраты». В этой игре объединены различные игры, используемые в дошкольной педагогике (лото, пазл, перевертыш и др.), что позволяет на одном занятии вести работу в разных направлениях, наиболее полно реализуя коррекционный потенциал ребенка.

Игровое поле имеет два варианта. В обоих случаях это квадрат, разделенный на 9 равных частей, в одном случае содержащих информацию, соответствующую предметной картинке (чистоговорка, стихотворение, загадка), в другом случае 9 предметных картинок, соответствующих описанию. Клетки поля с предметными картинками пронумерованы слева направо по рядам сверху вниз.

Раздаточные картинки, с одной стороны дублируют игровое поле, а с другой представляют собой разрезную сюжетную картинку, тоже сопровождаемую текстом. Причем пронумерованы теперь текстовые карточки.
Задач, решаемые в процессе игры:
1. Закрепление правильного звукопроизношения;
2. Дифференциация звуков, сходных по звучанию;
3. Развитие умения ориентироваться, на ограниченной плоскости, определять местоположение заданного квадрата.
4. Развивать слуховое внимание как при отраженном проговаривании чистоговорок, так и при нахождении местоположения раздаточной картинки, в соответствии с правилами игры;
5. Тренировать в составлении разрезной картинки из 9 частей;
6. Закреплять счет, знание цифр от 1 до 9;
7. Упражнять в согласовании числительного и существительного, изменении существительного по числам, падежам.

I вариант:Разложить пронумерованные карточки с чистоговорками на поле с предметными картинками, сопоставляя цифры. Проверяем правильность выполнения задания, перевернув разложенные карточки – должна получиться сюжетная картинка.
II вариант: Тоже самое, но переворачиваем карточки после проговаривания чистоговорки.
III вариант: Тоже. Далее переворачиваем карточку, местоположение которой назову.
IV вариант: Меняем поле. Называем предметную картинку, соблюдая правильное произношение. Затем отраженно проговариваем чистоговорку. Далее переворачиваем карточки либо по указанному местоположению, либо составляя разрезанную сюжетную картинку.
V вариант: Составляем разрезную картинку. Переворачиваем карточку по названному местоположению и: либо называем предмет, проговариваем чистоговорку, выкладываем на поле; либо проговариваем чистоговорку, выкладываем на предметную картинку на поле.
VI вариант: «Если цифра это количество, то сколько «…»?»; «Предмет один,… а много?»; «У тебя что (кто)?; Нет чего (кого)?; Расскажу о чем (ком)?»

Обучению ориентировке на игровом поле и умению называть части поля можно выделить отдельный этап. Когда дети будут хорошо знакомы с игрой, можно предложить работу в парах.

При подведении итогов игры можно предложить детям выучить чистоговорки наизусть и проговаривать сопровождая ритмичным прохлопыванием в ладоши, по столу, по коленям, проигрыванием на ударных детских музыкальных инструментах. Также можно предложить составить рассказ по сюжетной картинке, составленной в ходе игры.

Использованная литература:
1. Психологический словарь (psychology.net.ru)
2. Е.А.Стребелева-Специальная дошкольная педагогика. М., 2002
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии
// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – С. 77-81
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.
Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
6. Азбука в стихах Т. Рождественская, Москва «Махаон» 2000 г.
7. Азбука В.Степанов, «Омега» 2004 г.
8. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» И.Г. Сухин. Ярославль «Академия холдинг» 2002 г.
9. Воспитание у детей правильного произношения. М.Ф. Фомичева. Москва-Воронеж 1997 г.
10. Забавные чистоговорки Т.А. Куликовская Москва «Гном-пресс» 2001 г.
11. Игры в логопедической работе с детьми п/р В. И. Селиверстова. Москва «Просвещение» 1981 г.
12. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Москва «Гном-пресс» 1998 г.
13. Логопедические рифмовки и миниатюры. Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова Москва «Гном-пресс» 2001 г.
14. Логопедическое пособие для детей А.И. Богомолова Санкт-Петербург «Библиополис» 1996 г.
15. Логопедия 550 И. Лопухина Москва «Аквариум» 1996 г.
16. Помоги принцу найти Золушку Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Москва «Просвещение» 1994 г.
17. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР Н.В. Нищева Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г.

dateНоябрь 20, 2012