Методическая разработка урока в 5 классе

с применением технологии «Проблемное обучение»

 Автор: Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 8», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

 

Методическая разработка урока в 5 классе

с применением технологии «Проблемное обучение»

 

Тема урока: «Морфологические признаки имени существительного».

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. И поэтому сегодня мы с вами отправляемся в Страну детства, страну радости и счастья.

— Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное — хлеб языка.

Л. В. Успенский

— Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

— Что значит выражение «хлеб языка«. Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

 

  1. Побуждение к осознанию проблемной ситуации. Столкновение разных точек зрения.

— Но перед тем, как туда отправиться, давайте заметим, что на доске записаны слова,  которые дети – Обитатели страны – записали почему-то так:

 

б…нокль на к…русели
к…р…лева в т…атр…
к…р….мель у ц…рка
учебники в п…х…де

 

2 учащихся   у доски, остальные в тетрадях.

— Вам предстоит выяснить, почему ребята записали слова в 2 столбика? Теперь решаем поставленную  задачу. И, может быть, здесь есть одно лишнее слово?

Обсуждения с учащимися, выявление темы и цели урока.

Примерный ответ.

бИноКЛЬ —  И. п., ед. ч. на кАруселИ – П. п., ед. ч.
кОРОлева – И. п., ед. ч. в тЕАтре – П. п., ед. ч.
кАрАмель – И. п., ед.ч. у цИрка – Р. п. , ед. ч.
учебники – «лишнее»- мн. число. в пОхОде – П. п., ед. ч.

 

В процессе обсуждения выявляются: морфологические признаки имён существительных.  Вместе с тем, повторяем изученные орфограммы и их обозначение (см. выделения в словах).

Сообщение темы и цели урока.

— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на первом уроке мы с ним ещё раз  вновь познакомились. На этом уроке нам предстоит нелёгкая задача: расширить свои знания об этой части речи, об её  морфологических признаках.

 

  1. Объяснение нового материала (продуктивные знания).

— Обращаемся за помощью к стихотворению. Смотрим, правы ли мы были: какие ещё признаки есть, если не назвали. Что об имени существительном мы узнаём из этого стихотворения?

Есть на речке, на Чернильной,
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Связан с именами он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
За предметы он в ответе:

Знают взрослые и дети,

Что ответит: кто? и что? –

Если встал вопрос про то.

Падежами изменяет формы слов

И управляет он числом и так, и сяк:

Где овраги – там овраг,

Где тропинки – там тропинка,

Где Маринки – там Маринка,

Где ежи – там — нет ежей…-

Никуда без падежей!

— Назовите морфологические признаки имени существительного.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

— Что мы забыли?

(Или всё назвали, или, например: «Род – постоянный признак! Склонение – постоянный признак!»)

Закрепление полученных знаний — 7 минут.

  1. Закрепление знаний.

— Ну, а сейчас мы нарисуем карту страны ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (в приложении). Отметим на этой «карте» города – ими будут названия морфологических признаков существительного,  а примерами назовём улицы и реки.

Первая отметка на карте: одушевлённые и неодушевлённые существительные.
— На какой улице живёт большинство существительных, которые мы записали? 

(На «Неодушевлённой», кроме одного слова – «королева», оно  тоже «лишнее»).
— Какие из этих слов можно поселить на улицу «Одушевлённую»?

(«Королева»).
— Назовём здесь улицы своими примерами из страны Детства (Игрушка,  Пломбир, Птичка…). На площадях Рода и Склонения мы уже останавливались, когда разбирались с задачей в начале урока. Обобщим и заполним карту.

Фронтальный опрос и индивидуальные ответы учащихся.

— А вот и  Падежный город.

Выборочный диктант.

— Выпишите падежи, которые есть в стихотворении.

Заполнение таблицы (см. приложение).

Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!

— Того, — сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.

— Тому, — ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.

— Того, — сказал Винительный, —
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, — заявил Творительный, —
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.

О том, — сказал Предложный, —
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Фронтальный опрос.

— Сейчас я прочитаю другое стихотворение, а вам надо ответить на вопрос: «Сколько падежей и какие у слова «мох» в этом стихотворении?»

Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.

Устные ответы учащихся.

Итог урока и рефлексия.

— Что каждый из вас вспомнил или узнал  об имени существительном сегодня на уроке?

Домашнее задание: дорисуйте КАРТУ  ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО  самостоятельно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(РАСПЕЧАТАТЬ НА КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)

 Выпишите падежи, которые есть в стихотворении (диктует учитель).

ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ПРИМЕРЫ