Информационные умения в обучении истории
Автор: Кашникова Яна Сергеевна, учитель истории и обществознания, Войковская СОШ, филиал МКОУ «Самсоновская СОШ» Шипуновского района Алтайского края.
О себе: образование высшее (АлтГПУ), стаж педагогической деятельности — 12 лет, тема самообразования «Работа с историческими документами на уроках истории».
Информационные умения в обучении истории
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями [3]. В настоящее время количество информации, которую получает ребенок из различных средств массовой информации, стало существенно превышать объем знаний, которые предлагает школа. Интенсивность воздействия СМИ на ребёнка сегодня значительна. Они несут в себе не только информативную функцию, но и воспитывают, обучают, развлекают. В результате достаточно сильно меняется стиль мышления человека, мировосприятие и тип культуры. Таким образом, СМИ являются мощным средством агитационного и пропагандистского воздействия, имеющим огромное значение в современном мире для воспитания населения. Особенно сильно это воздействие прослеживается в результате становления личности ребенка, который оказывается под «ударом» множества информационных потоков.
Существенным потенциалом подобного воспитания и пропаганды в школе является такой предмет, как история. Хотя и в этой области существует много проблем и различных точек зрения на построение модели исторического образования.
Существующая в школе модель исторического образования не учитывает характера современного социума, коммуникативно-информационных особенностей социальной среды, глобального и национального информационного контекста [2, с.37].
При построении современной модели школьного исторического образования нельзя не учитывать данные факторы. Прежде всего имеется в виду доступность и глобальность информации [2, с.38]. Информационная насыщенность современного научного и образовательного пространства оказывает мощное влияние на характер исторического познания, на все его компоненты [2, с. 12].
Современные информационные технологии, средства массовой информации расширяют возможности социокультурных коммуникаций, но одновременно создают условия для появления и распространения исторической неомифологии, «коммерческих» псевдоисторических версий исторических событий и процессов [2, с. 12].
Именно поэтому ко многим задачам современной школы сегодня добавилась еще одна – развитие информационных умений школьников. Достаточное развитие информационных умений позволит учащимся объективно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего с экрана, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, «вписывать» сведения, которые несут СМИ, в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д. [3].
В вопросе о содержании и структуре информационных умений, формируемых в обучении истории, нет единого подхода [4, с. 313].
В многочисленных публикациях по этой проблеме, представленных в профессионально-педагогических журналах и в Интернете, перечни умений работать с информацией существенной отличаются.
Умением работать с информацией в настоящее время определяются такие понятия, как учебно-информационные умения, грамотность чтения, информационная грамотность, информационная культура, культура чтения, читательская культура, информационная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, читательская компетентность [5, с. 191].
В. В. Баранов выделяет учебные умения, основанные на анализе познавательных действий, которые необходимо совершать учащимся для их самостоятельной работы с источниками при изучении исторического содержания:
— умения библиографического поиска исторических источников;
— умения извлекать и анализировать информацию из источников;
— умения фиксировать информацию в письменной форме;
— умения воспроизводить информацию источников [4].
Рассмотрим каждое из этих умений более подробно.
Умения библиографического поиска исторических источников включают способность учащихся:
— осуществлять информационный запрос источников;
— находить информацию в библиотечных фондах, на видео, мультимедийных носителях, в интернет-пространстве и т. д.;
— атрибутировать на элементарном уровне источники информации, давать им библиографическое описание, аннотацию.
Ориентационную основу для формирования этого умения составляют знания о местах, где можно получить информацию об исторической литературе, и самих источниках (архивах, библиотеках, музеях, интернет-сайтах), видах исторических источников, правилах запроса текстовых источников, правилах оформления библиографии текстовых источников.
Как правило, развитие этих умений должно начинаться еще с 5 класса. Например, при изучении вводной темы «Исторические источники», где детям дается само понятие исторического источника и его виды. В 6-7 классе учащиеся должны четко различать вещественные, письменные, этнографические и т.д. источники и уметь объяснить разницу между ними.
К 8 классу у учеников необходимо сформировать умение давать библиографическое описание исторического источника. То есть при выписке цитат, написании рефератов, составлении конспектов на основе исторических документов учащегося необходимо приучить к соблюдению общепринятых норм фиксации данных источника, с соблюдением соответствующих норм пунктуации.
Умения извлекать и анализировать информацию из источников включают способность учащихся:
— целенаправленно отбирать исторические источники разных видов;
— считывать информацию, представленную в виде текстов, аудиовизуального, образного, условно-графического, символьного отображения-в различных знаковых системах;
— анализировать информацию, оценивать ее историческую достоверность и объективность.
Такие задания учат детей обращаться к нескольким источникам, отбирать из них нужные сведения, с тем чтобы использовать их в подготавливаемых небольших сообщениях [1, с. 78].
Список литературы
- Ворожейкина, Н. И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР: книга для учителя, из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.- 111 с.
- Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: Просвещение, 2012.- 192 с.
- Котова К.Г. Способы развития информационных умений младших школьников. [Электронный ресурс].-Режим доступа : http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Pedagogica/5_117511.doc.htm, свободный (сентябрь, 2015) Сибирский Федеральный университет, Россия
- Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [В.В. Баранов, Н.Н.Лазукова, Э. В. Ванина и др.]; под ред. В.В. Баранова, Н.Н. Лазуковой.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.-432 с.-(Сер. Бакалавриат).
- Обласова, Т.В. Как сформировать учебно-информационные умения?//Народное образование.-2011.-№ 6.-С. 191-194.
Related Posts via Categories
