Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников.

Автор: Марина Игоревна Крюкова, учитель начальных классов. МОУ СОШ № 48 г.Ярославль.

О себе: Мои профессиональные интересы: методологические основы развития речи обучающихся младшего школьного возраста, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Хобби: вышивание крестиком.

Нередко правила педагогики вступают в явное противоречие с тем, какие модели поведения диктуют нам современные средства массовой информации. Особенно это противоречие обострилось за последнее время, поскольку в современных СМИ все явственнее демонстрируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых приоритетным стал денежный диктат, отодвигающий общечеловеческие ценности на второй план, неуважение друг к другу, бравурное фрондерство, диктат силы. Поэтому реальными общественными институтами, способными сегодня противостоять этому, остаются семья и школа.

Маленькому человеку, который только лишь вступает в жизнь, нелегко подчас разобраться в сущности мотива, влияющего на то или иное действие взрослых. Хотя многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что развитие у ребенка правильных норм поведения и нравственных представлений о них являются основой его осмысленного бытия, построения отношений со сверстниками и со взрослыми. Вот почему так важно, чтобы родители и педагоги, т.е. самое близкое окружение малыша, отличались не только собственным правильным поведением, но и были вооружены методиками воспитания у детей правил общения и нравственных компонентов жизнедеятельности.

Особенно актуальной в наши дни становится проблема культуры общения. В условиях новой коммуникативной ситуации встала необходимость формирования у учащихся культуры речевого общения, в том числе базовых коммуникативных умений.

К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [2, 4] Овладение данными умениями, составляющими основу речевого этикета, позволяет человеку чувствовать себя более уверенно, не испытывать неловкости в различных коммуникативных ситуациях. Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику. Незнание же правил речевого этикетного общения затрудняет процесс коммуникации. Не случайно, по мнению известных российских педагогов, методистов, исследователей (Н.И. Формановской, Т.А. Ладыженской и др.), именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников.

В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:
1) отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения)
2) неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»)
3) применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»)
4) неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции)

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения – это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным, т. к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Вот почему эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его конкретика должны преобладать как приемы в обучении дошкольников и младших школьников «азбуке нравственности» [1, 3].

Знакомство с нормами этикета являются не просто делом большой важности, но и эффективным способом развития, как коммуникативных умений младших школьников, так и психики в целом. Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующую практическую отработку полученных навыков.

Первые занятие по формированию у детей знаний речевого этикета должны строиться на подключении элементов памяти ребенка, наглядности. Вначале необходимо сделать так, чтобы заставить учащихся задуматься о том, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации.

Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, — построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этой стадии важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм, эффективных на их взгляд, при обучении младших школьников речевому этикету.

Отработка навыков речевого этикета может проходить в процессе различных речевых ситуаций.

Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров: а) партнеры по общению – адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель); б) референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания; в) деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие; г) предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация; д) канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами [4, 350].
Выбор формы ведения разговора будет зависеть от определенной речевой ситуации.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:
— Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя
— Друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти.
— Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?
Еще одной формой работы по обучению младших школьников речевому этикету может быть беседа.

Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.

Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для того чтобы провести такую игру необходимо разработать модель-пьесу ситуации, а также распределить роли между учащимися.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:
1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть»
2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»
3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте»
4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать»

Еще одной формой организации обучения речевому этикету может стать учебная дискуссия. Под словом «дискуссия» понимают открытое обсуждение какого-либо спорного вопроса. Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции [3, 158].
Пример: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.

Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.

Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.

Список использованной литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Правила этикета — дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2011. — 216с.
2. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. — 2009. — №2. — С. 4-9.
3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
4. Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования. Педагогика. – 2003. — №2. — С. 108.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М.Н. Кожиной. – М.:. Флинта, 2006. – 696с.
6. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М.: Высш. шк., 2005. – 159с.

date16 ноября, 2015