Использование ассоциативного метода в обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог, ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка №1374» г. Москвы.

О себе: закончила Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ) по специальности: «Психология» с квалификацией: «Психолог. Преподаватель психологии». Имею опыт работы с детьми с синдромами аутизма, СДВГ, ОНР, ЗПР. На протяжении 7 лет работаю педагогом-психологом в ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка №1374» г.Москвы (СП 1096). Ежегодно повышаю свою профессиональную квалификацию, посещаю различные семинары, мастер-классы, круглые столы. Имею грамоты от СВОУО ДО г.Москвы, благодарственные письма от родителей обучающихся, грамоты от администрации школы. Являюсь автором статей по психологии и педагогике, сотрудничаю с журналом «Здоровье школьника». Участвовала в телепрограмме «Время покажет». В настоящее время имею первую квалификационную категорию.

Ассоциативный метод как метод практической психологии имеет длительную историю и используется на протяжении десятилетий в самых различных областях прикладных знаний, в частности, в образовании. Суть данного психологического метода заключается в том, что между двумя объектами, изначально никак не связанными между собой, посредством цепочки ассоциаций можно установить соответствующие связи таким образом, что в дальнейшем при вспоминании одного объекта возникает и представление о другом, то есть, связь между этими двумя объектами сохраняется в памяти человека. В результате многолетних исследований феномена ассоциативного метода (или метода ассоциативных связей, метода цепочек ассоциаций) специалистами были получены ценнейшие сведения об особенностях запоминания, структурирования и сохранения информации, получаемой индивидом из внешней среды, которые легли в основу множества методических разработок, широко применяемых в современной педагогике. Следует также отметить, что ассоциативный метод лёг в основу популярного сегодня ассоциативного обучения, которое даёт положительные результаты и применимо к разным возрастным группам, с единственной оговоркой, что в подростковом и зрелом возрасте ассоциации, разумеется, имеют более сложную конфигурацию и структуру связей. Использование ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу детям, у которых существуют проблемы с запоминанием материала, с концентрацией и переключаемостью внимания и т.д.

Многие родители, имеющий опыт самостоятельной подготовки ребёнка к школе, сталкивались с трудностями при обучении малышей алфавиту, числам, геометрическим фигурам и т.д. Действительно, на сегодняшний день во многих школах нашей страны от будущих первоклассников требуется не только знание букв и цифр, но и умение оперировать ими, т.е. читать (хотя бы по слогам) и считать (в пределах десяти).

Успешность освоения дошкольником программы подготовки к школе во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от уровня развития его высших психических функций. В данной статье мы поговорим о том, каким образом, используя ассоциативный метод, можно помочь детям с различной способностью к обучению освоить алфавит и числовой ряд в интересной и увлекательной для них форме – игре, лепке, конструировании.

Освоение алфавита.
Итак, каким образом мы можем использовать ассоциативный метод при обучении детей буквам родного языка? В начале статьи мы уже говорили о том, что принцип ассоциативного метода состоит в установлении связей между двумя, ранее никак не связанными между собой, объектами. Нашим первым объектом, в данном случае, будет буква. К примеру, буква «А». Вторым объектом здесь выступает то, что может помочь ребёнку сохранить представление об этой букве в памяти, к примеру, цвет.

Пример
Мы говорим ребёнку, что это – буква «А», и просим его нарисовать эту букву и раскрасить её любым цветом. Можно попросить ребёнка вылепить эту букву из цветного пластилина. Скажем, ребёнок раскрасил эту букву жёлтым цветом. Изначально буква «А» и жёлтый цвет не связанны между собой, но при длительной манипуляции с ними в сознании ребёнка постепенно выстраивается ассоциативная связь и буква «А» приобретает свой цвет – жёлтый. Далее можно спросить ребёнка, на что или на кого, по его мнению, похожа буква «А»? Скажем, ребёнок отвечает, что буква «А» похожа на башню. Затем можно попросить ребёнка придумать жёлтой букве «А», которая похожа на башню, какой-нибудь вкус. К примеру, ребёнок говорит, что у жёлтой буквы «А», похожей на башню, вкус мятного леденца. Затем можно предложить малышу подумать, какой у жёлтой буквы «А», похожей на башню,у которой вкус мятного леденца, может быть запах? К примеру, ребёнок говорит, что у жёлтой буквы «А», похожей на башню, у которой вкус мятного леденца, запах мяты. И так далее. Таким образом, выстраивается ассоциативная цепочка, и объекты, изначально не связанные между собой (буква, образ, цвет, вкус, запах) приобретают смысловые связи и закрепляются в памяти ребёнка.

Далее, когда наступает очередь буквы «Б», необходимо подчеркнуть, что это – соседка справа жёлтой буквы «А», похожей на башню, у которой вкус мятного леденца, которая пахнет мятой. Затем всё повторяется с буквой «Б». Получилось, к примеру, следующее: красная буква «Б», похожая на кресло, со вкусом и запахом клубники. Далее наступает черёд буквы «В». Следует отметить, что здесь очень важно соблюдать строгую последовательность и учить все буквы по порядку.

В дальнейшем можно попробовать поиграть с ребёнком в игру, к примеру, спросить его
о соседках буквы «Б» (соседка буквы «Б» слева – жёлтая буква «А», похожая на башню,
со вкусом мятного леденца и запахом клубники, а справа – синяя буква «В», похожая на шкаф, со вкусом вафли и с запахом ванили и т.д.).

Важно
Для успешного применения ассоциативного метода необходимо, чтобы ребёнок сам выбирал цвет, образ, вкус и запах буквы (как было указано в предыдущем примере), иначе ассоциативная цепочка может не сформироваться или быть недостаточно устойчивой.

Рекомендации
Задание, описанное выше, может быть выполнено ребёнком в разной форме: буква может быть нарисована, вылеплена из пластилина или глины, выложена на столе при помощи пуговиц, бусинок, шариков и т.д. Однако, наиболее полезный вариант выполнения данного задания – лепка буквы из цветного пластилина или глины. Данная процедура позволит ребёнку ощутить форму и объём буквы, запомнить её очертания. Опыт показывает, что в дальнейшем это поможет малышу легче писать буквы в тетради.

Освоение звуковой формы.
Ассоциативный метод незаменим и при обучении детей правильному звукопроизношению (либо коррекции звукопроизношения).

Пример 1
Расположить перед ребёнком два предмета: твёрдый (камешек) и мягкий (кусочек ваты). Произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. При проговаривании твёрдых звуков давать в руки ребёнку камешек, при проговаривании мягких – вату. Затем просто называть звуки и просить ребёнка самого выбирать один из двух предметов (камень или вата) в зависимости от того, какой звук он слышит: твёрдый или мягкий. Далее попросить ребёнка самого называть звуки и одновременно выбирать соответствующий предмет.

Подобное упражнение можно повторить и при проговаривании звонких/глухих согласных звуков.

Пример 2
Приготовить громкую музыкальную игрушку (скажем, дудочку). При проговаривании звонкого согласного звука играть в дудочку, при проговаривании глухого – прикрывать отверстие дудочки ладонью, чтобы звук получался тихим. Затем попросить ребёнка выполнить это упражнение самостоятельно.

Освоение числового ряда и элементарных операций с числами.
По аналогии с вышеописанным примером изучения букв алфавита, ассоциативный метод можно применять и в случае освоения чисел.

При обучении детей элементарному счёту (в пределах десяти) можно также применять игровые технологии.

Пример 1
Попросите детей подумать, на что похожа цифра 1? Какие предметы из нашей повседневной жизни напоминают нам цифру 1?

Пример 2
Предложите детям решить задачу: 2+5. Пусть каждый ребёнок возьмёт на себя определённую роль, т.е., кто-то будет играть роль цифр, кто-то – знака «+».

Таким образом, применение ассоциативного метода в обучении детей имеет разнообразные возможности, позволяет достичь качественных результатов. Данный метод также позволяет использовать игровые технологии, делающие процесс обучения более увлекательным для детей. Ассоциативный метод позволяет структурировать процесс запоминания, развивает уровень концентрации и переключаемости внимания.

date4 мая, 2015