Модель формирования информационной культуры педагога ДОУ.
Автор: Колокольникова Зульфия Ульфатовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики ЛПИ – филиала СФУ Лесосибирский педагогический институт – СФУ
Профессиональные интересы: современные вопросы педагогики, музейная педагогика, медиатехнологии, математическое образование в Сибири.
Автор: Жиляева Елена Николаевна, студентка 6 курса ф ПиП ЛПИ – филиала СФУ.
Профессиональные интересы: информационная культура учащихся и педагогов.
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом — «образование в течение всей жизни». Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать, как следует. Специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, повышает квалификацию. Орудием, обеспечивающем «добычу» знаний, является информационная культура. Сформированность информационной культуры педагога, как основы его профессиональных компетентностей, дает широкие возможности для совершенствования педагогического мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества, быть востребованным и конкурентноспособным специалистом.
Уровень информационной культуры педагога приобретает чрезвычайную актуальность для педагогики, что обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога. Профстандарт сегодня – объективный измеритель квалификации педагога и подробнее всего в нем описаны компоненты ИКТ-компетентности педагога.
Разрабатывая модель формирования информационной культуры, мы исходили из идеи о том, что формирование информационной культуры педагога возможно только на деятельностной основе, требующей от педагога интеграции его компьютерной грамотности с педагогической компетентностью.
Модель базируется на принципах: принципе культурологического подхода, принципе системного подхода, принципе деятельностного подхода, принципе технологического подхода, принципе интегративности, принципе непрерывности.
В модели нашли отражение следующие педагогические условия: создание информационно-образовательной среды, ориентация на субъектность личности педагога, побуждение к рефлексивной деятельности, диалогизация образовательного процесса.
На рисунке схематично представлена разработанная нами модель.
Первый элемент — руководство дошкольным образовательным учреждением, которое создает организационные условия для формирования информационной культуры педагогов, улучшает материально-техническую базу учреждения, организует методическую службу, развивает медиатеку (фонд цифровых образовательных ресурсов) и совершенствует систему мотивации (моральные, материальные, публичные поощрения).
Важную роль в формировании информационной культуры мы отводим повышению квалификации. Для педагогов ДОУ на базе ЛПИ – филиале СФУ возможна организация краткосрочных курсов по общим вопросам информационной культуры или отдельным ее аспектам.
Для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» предлагаем ввести учебный курс «Основы информационной культуры личности», разработанный Н.И. Гендиной.
Кроме того, в арсенале регионального института повышения квалификации (ИПК, г. Красноярск) имеется ряд тематических курсов по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Альтернативой могут стать дистанционные курсы, например КПК факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Дистанционная форма обучения позволяет предложить работникам образования для повышения квалификации передовые и оригинальные авторские методики «из первых рук» вне зависимости от места проживания слушателей.
Обучение может быть доступным и благодаря одному из эффективных средств дистанционного обучения – вебинару. Например, издательство «Просвещение» бесплатно проводит виртуальные лекции с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения. Просмотреть видеолекции можно и в записи, перейдя по ссылке с сайта.
Следующий элемент модели – городская базовая площадка. Мы предлагаем организовать (возможно, на конкурсной основе) на базе одного из детских садов, имеющего успешные педагогические практики, площадку для обучения педагогов из других учреждений. Обязательное условие: площадка носит некратковременный характер. Обучение проходит в форме мастерских и мастер-классов. Рабочее название «Информационная компетентность — залог успешной профессиональной деятельности педагога». В данном случае хорошо работает постулат «обучая других, обучаюсь сам».
В системе формирования информационной культуры педагога ДОУ особую роль видим в сотрудничестве с городским информационно-методическим центром. ИМЦ – инициатор общегородских масштабных мероприятий: конференций, фестивалей, педагогических чтений, парада идей и проектов.
Немаловажным компонентом единой информационно-образовательной среды, является сайт ДОУ — электронный общедоступный ресурс, обеспечивающий открытость деятельности учреждения (согласно ФГОС ДО обеспечение открытости дошкольного образования – это не рекомендация, это требование). На сайте педагог может поместить статьи, советы, методические рекомендации для родителей, организовать обсуждение по проблемным вопросам воспитания, дать ссылки на свой профессиональный блог.
Современный педагог не только постоянно обучается, самосовершенствуется, он также предъявляет результаты своей профессиональной деятельности, участвуя в конкурсах. Руководство ДОУ, в свою очередь, инициирует сотрудников на подобные действия. Поэтому следующий элемент в нашей модели – это участие педагога в профессиональных конкурсах разных уровней, которое, несомненно, наряду к имеющимся информационным компетентностям, дает приращение качественно новых. Написание профессионального эссе, описание собственного опыта, разработка авторских методических материалов, мастер-класса и т.д. — все это относится к самостоятельному созданию информационных продуктов и свидетельствует об уровне сформированности информационной культуры педагога.
Публикации – тоже своего рода предъявление результатов. Публикация – это обобщение и кристаллизация опыта. Подготовка и распространение публикации – важнейшая задача информационно-коммуникационных технологий. Публикация — гарантия от опасности «вариться в собственном соку».
Наряду с публикацией, подобной гарантией является сетевое профессиональное сообщество. Поэтому оно тоже в нашем ряду. Сетевое сообщество — это виртуальная площадка, где на профессиональные темы общаются педагоги из разных уголков страны, обсуждают насущные проблемы, делятся идеями и ресурсами.
Завершающий элемент модели – портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определенный период времени. Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать результаты своей профессиональной деятельности, сделать определенные выводы о дальнейшем продвижении в профессии, приобрести устойчивые навыки рефлексии. Основные цели – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии. Практическая значимость портфолио заключается в том, что педагог может:
• представить реальные результаты своего труда,
• определить свои резервы,
• сохранить стимул к непрерывному самосовершенствованию.
Таким образом, в разработанной нами модели обоснованы следующие ее элементы и связи между ними: организационные обстоятельства (руководство ДОУ), образование (ЛПИ – филиал СФУ, курсы повышения квалификации, вебинары), предъявление результатов (профессиональные конкурсы, городской информационно-методический центр, городская базовая площадка, портфолио), открытость (публикации, сайт ДОУ, сетевые сообщества). Элементы модели создают совокупность целенаправленно сконцентрированных возможностей, педагогические условия (информационно-образовательная среда, ориентация на субъектность личности педагога, побуждение к рефлексивной деятельности, диалогизация образовательного процесса) служат фундаментом.
Список использованных источников:
1. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И Колкова, Г.А Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с.
2. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод. пособие для вузов культуры и искусств [Текст] / М-во культуры Рос. Федерации. Кемер. гос. акад. — .Ч. 1 – 1999. – 253 с.
3. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И Колкова, И.Л. Скипор, Г.А Стародубова, Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
Related Posts via Categories
