Образовательная программа «Духовой оркестр».

Авторы: Топчу Владимир Гаврилович, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Надым
Коврыгина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г.Надым

О нас: В данном учреждении работаем более 15 лет, и по жизни тоже вместе. Семья у нас музыкальная, вот и дочь собирается продолжать начатое дело. Есть совместные проекты — «Эстрадно-духовой ансамбль».Главный наш девиз: « Вперед, к поиску новых великих свершений».

Кредо: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.» (Д.Шостакович).

Духовая музыка – один из самых демократичных видов искусства, обладающий богатым арсеналом средств идейно–эмоционального воздействия и разнообразными формами участия в массовых празднествах и концертной деятельности.

Успешное развитие этого жанра связано, прежде всего, с привлечением в духовые оркестры молодого поколения и организацией широкой сети детских духовых оркестров в России. Являясь распространенной и востребованной формой содержательного досуга детей и подростков, духовые оркестры способствуют общему подъему музыкальной культуры, воспитывают гражданские и патриотические чувства, способствует не только музыкально – эстетическому развитию его участников, но также содержит элементы трудового и нравственного воспитания.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником оркестра, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учащихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Направленность программы – художественно-эстетическая.
Модифицированная образовательная программа «Духовой оркестр» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., составлена с учетом межпредметных связей и тесно взаимосвязана с модифицированной образовательной программой «Духовые инструменты». Является общеразвивающей, личностно — ориентированной и позволяет развивать познавательные и коммуникативные интересы детей, а также формировать исполнительские навыки на уровне практического применения, учитывая природосообразность детей и подростков.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении социально-культурного и духовно-нравственного развития личности, и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании».

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого учащегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение. Творческий рост оркестра в целом, как и каждого его участника, немыслим без систематического, упорного труда по овладению игрой на музыкальных инструментах и спецификой оркестрового исполнительства. Смысл игры в оркестре заключается в строго согласованных действиях всех музыкантов, направленных на достижение единого результата. Каждый учащийся прилагает максимум усилий для достижения общей цели. Все это способствует воспитанию духа коллективизма и товарищества, являясь почвой для формирования дружеских отношений между оркестрантами.

Цель программы – формирование способностей учащихся к восприятию музыкальных произведений и творческой исполнительской деятельности.

Задачи:
Образовательные:
• формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;
• формирование исполнительских навыков;
• формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Развивающие:
• развитие технических навыков игры на духовых инструментах;
• развитие музыкальных и творческих способности детей, по средством участия в духовом оркестре.
• развитие умения работать в коллективе.
Воспитательные:
• воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов.
• формирование у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности и дисциплинированности;
• формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана для детей желающих обучаться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от способностей. Структура занятий выстроена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Спецификой инструментального обучения в духовом оркестре является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. В основу формирования репертуара положены следующие идейно-художественные и дидактические принципы:
• идейно-художественные ценности;
• разнообразие жанров и тематики;
• многоплановости применения;
• доступности;
• «от простого к сложному»;
• заинтересованности.

На ряду с произведениями русской и зарубежной классики в репертуар оркестра включены и произведения патриотического характера, а так же произведения современных авторов. Уровень программных требований может быть расширен или уменьшен в зависимости от интересов и возможностей учащихся. В программе использованы методические рекомендации, разработанные педагогами Нежинским О., Хаханяном Х., Руновым В., Докшицером Т.

Своеобразие программы «Духовой оркестр» заключается в том, что практическое и техническое овладение навыками игры на духовых инструментах — это сложный и трудоемкий процесс, он требует длительной и систематической подготовки, поэтому для достижения хороших исполнительских результатов, сыгранности коллектива, оркестру необходимо более продолжительное время, чем другим видам коллективного творчества.

Игра на духовых инструментах сопряжена со значительной затратой физических сил и связана с общим психическим и физическим развитием ребенка, поэтому в духовой оркестр принимаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста. Ежегодно основной состав оркестра пополняется молодыми исполнителями. Как и любой музыкант, будущий оркестрант должен обладать музыкальными данными – интонационным и ритмическим слухом, музыкальной памятью.

Модифицированная образовательная программа «Духовой оркестр» рассчитана на 5 лет обучения, общее количество часов – 1080. Количество часов на каждый год обучения — 216, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, либо 2 раза в неделю по 3 часа.

Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03.

Структура занятия
Занятия духового оркестра проводятся по следующей схеме:
• настройка оркестра — 5 минут;
• проигрывание гамм, упражнений – 10минут;
• работа над репертуаром – 25 минут;

Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:
• настройка оркестра – 10 минут;
• проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;
• чтение с листа – 15 минут;
• работа над репертуаром – 40 минут.

В дальнейшем, когда строй оркестра станет удовлетворительным и возрастет техника владения инструментами, можно сократить время настройки и упражнений, тем самым увеличить время работы над пьесами.

В середине сводной репетиции необходим десятиминутный перерыв для отдыха участников оркестра.

Деятельность детского духового оркестра в программе широко представлена в двух основных формах: прикладной и концертной.

Содержание программы предусматривает использование таких форм работы с детьми, как индивидуальная и ансамблевая подготовка, сводные репетиции и концертные выступления.

Наиболее распространенные воспитательные формы работы с детьми:
• интерактивные беседы;
• познавательные музыкальные мероприятия;
• беседы – диспуты;
• концертные выступления
• лекции — концерты.

Предполагаемый конечный результат реализации программы
Достаточный уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся в области музыкального исполнительского искусства.
В ходе реализации дополнительной образовательной программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Специальные:
-знания музыкальной терминологии;
-знания музыкальной грамоты;
-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
-умения грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-навыки чтения нот с листа;
-навыки подбора по слуху;
-навыки коллективной игры;
-навыки публичных выступлений;

Ключевые:
• учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);
• информационные — владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером;
• личностного самосовершенствования – готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
• социально-коммуникативные – обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в оркестре;
• ценностно-смысловые — умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной, в том числе профессиональной деятельности.

В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:
• ответственное отношение к делу;
• самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность;
• бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию;
• взаимопомощь и взаимоуважение;
• гражданские и патриотические чувства;

За время обучения воспитанники приобретают знания, умения и навыки самостоятельного разучивания музыкальных пьес, грамотного и выразительного исполнения музыкальных произведений, а также навыки чтения нот с листа, игры в различных ансамблях, оркестрах.

Механизм промежуточной и итоговой аттестации в ходе реализации программы.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится два раза в год.
Начальный уровень – в начале освоения программы с 10 по 20 сентября.
Стартовый — в начале каждого последующего года обучения с 1 по 10 октября.
Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения с 20 по 30 апреля.
Итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Контроль знаний, умений и навыков на первом году обучения осуществляется по следующим критериям: музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма; исполнительские навыки; навыки коллективной игры; элементарные теоретические знания.

Контроль знаний, умений и навыков на втором — пятом году обучения осуществляется по следующим критериям:
— элементарные теоретические знания;
— исполнительские навыки;
— оркестровые навыки;
— музыкально — художественное выразительное исполнение произведений.

Контроль ЗУН проводится в следующих формах: контрольные, открытые занятия, академические прослушивания, концертные выступления.
Используемые методики: визуальное наблюдение, опрос, зачет.

Форма итоговой аттестации — творческий экзамен, состоящий из двух разделов: теоретический и практический.

Формы и методы проведения теоретического раздела: тестирование, устный опрос, кроссворды, викторины и т.д.

Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:
• соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Формы и методы проведения практического раздела: концертное прослушивание.
Критерии практического раздела итоговой аттестации:
• исполнительские навыки;
• оркестровые навыки;
• художественное исполнение репертуара.

Список литературы:

1. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. — Л., 1979
2. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. — М., 1962
3. Докшицер Т. О штрихах при игре на трубе. – М.: Мелодия, 1967
4. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. — М., 1967
5. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. — Л., 1987
6. Нежинский О. Детский духовой оркестр. — М.: Музыка, 1989.
7. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. — Л., 1987
8. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. — М., 1958.
9. Рунов В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр. — М., 1977.
10. Усов Ю. Вопросы музыкальной педагогики. — М., 1991.
11. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. — М., 1984.
12. Хаханян Х. Духовой оркестр. — М., 1974.

Список литературы для детей и родителей:

1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. -М.,1948.
2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. — М., 1975.
3. Максимов С. Музыкальная грамота. — М., 1975.
4. Способин И. Элементарная теория музыки. — М.,1970.
5. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М., 1985.
6. Музыкальные жанры/ Под ред. Т.Поповой. — М., 1968
7. Школа коллективной игры для духовых оркестров. Общая ред. Н.П. Иванова-Радкевича. — М.,1960.
8. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. — Л.: Музыка, 1984.

Интернет – ресурсы:
1. purtiture.ru
2. mhtml:sfile: //V: учебно – методические разработки.