Новые пути в освоении предметно-образовательной среды группы детского сада (на базе группы раннего возраста).

Автор: Маркушенко Анастасия Сергеевна, воспитатель группы раннего возраста № 2 «Ладушки» МБДОУ ЦРР д/с 57, г. Северск Томской области.

О себе: Стаж работы — 1,5 года. Хобби: изучение педагогики, детской психологии, ап-пликации из бумаги, поделки из природных материалов. Профессиональный интерес: самообразование.

Предисловие

Десятилетие назад мы и представить не могли, как далеко шагнём в своей погоне за прогрессом, глобализацией, информатизацией человечества.

Все произошло как будто само собой. Жизнь стала невероятно скорой. Мир умень-шился до размера компьютерного дисплея, взрослые и дети оказались схваченными громадными потоками информации; казалось бы, есть всё, но ощущение утраты чего-то важного с каждым днем накатывает все сильнее…

Оказалось, что самый ценный и наиболее уязвимый период жизни человека – детство – также попал под цивилизационный удар.
Специалисты (педагоги, психологи, физиологи) уже забили тревогу: расшатываются моральные устои; детям приходится взрослеть все быстрее (требование общества), принимать взвешенные решения едва ли не в раннем возрасте, что губительно сказы-вается на детской психике.

Складывается впечатление, что взрослые стремятся поскорее пролистнуть странич-ку детства с ее сложностями, непонятностями, открытиями. С ребенка все меньше спрашивают, но все больше требуют. Основной родительский посыл: «Я дам тебе, что угодно, только не заставляй меня тратить время на твои детские штучки. Будь взрос-лым. Сейчас же!».

Вернись, фантазия!

Одна из основных проблем современного детства – угнетение фантазии ребенка.
Анатомически подробные куклы, машины всевозможных моделей и материалов, буйство красок, безграничное разнообразие конструкторов, наборов (Мастер, Доктор, Рыцарь, Пират, Полицейский и т.д.) – ребенку не нужно придумывать, создавать, тво-рить… Достаточно выбрать в магазине готовое.

Как принято вспоминать, раньше было по-другому, было сложнее, а потому – инте-реснее. Кукле приходилось мастерить новые наряды из кусков ткани, которые еще на-до найти(!). Машину, чтобы получилось нечто новое, будь добр додумай, доработай, дополни деталями из подручных материалов. А какое разнообразие в применении обыкновенной ветви дерева! Сначала это — «прут пастуха», потом — «металлоискатель на минном поле неприятеля», затем — «лук предводителя Каманчей», после, если сло-мается, — «пистолет тайного агента разведки», и, в конце концов, — банальная «ложка-поварежка», когда нужно накормить «бойцов» после «сражения», причем, накормить солдатской кашей из песка и камней. Все так, как надо. Так было. Ребенок был актив-ным участником событий, которые моментально придумывались в его голове и сейчас же претворялись в игру, то есть в жизнь. Ведь важнейшей частью (в определенном смысле – ведущей частью) жизни ребенка является игра. В свою очередь, любая игра невозможна без включения фантазии. Только фантазия делает игру многогранной, за-хватывающей, бесконечной, невероятной, запоминающейся.

В наш век на каждого «агента разведки» есть свой вид оружия с разнообразными цветовыми и звуковыми эффектами. Куклы продаются не только с полным гардеробом на все случаи жизни, но даже с домом для жизни, фермой, офисом, курортом и т.д.

В то же самое время родительская «кляксомания» и «микробофобия» вынуждает ребенка познавать окружающий мир максимально бесконтактно, чистоплотно, то есть пассивно. Но педагогам давно известно, что главный участник образовательного (игро-вого) процесса – ребенок. Только его интерес запускает познавательные механизмы. Иными словами, чтобы знать, ребенок должен быть активным, любознательным, непо-седливым, и, хорошо бы, выдумщиком.
Если представить фантазию как особую мышцу в сознании ребенка, можно провести аналогию: когда мышца бездействует, происходит ее атрофия – уменьшение вплоть до полного исчезновения с утратой всех функций. Возникает вопрос, что стало бы с нау-кой, если бы отдельные индивиды не доверились своей безгранично смелой (иногда почти безумной) и продуктивной фантазии? А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, С. Хокинг, как и десятки других, совершили величайшие открытия лишь потому, что однажды придумали (нафантазировали) целые миры.

На наш взгляд, одной из важных задач воспитателя является представление мира ребенку не в качестве плоской картинки, в которой все понятно, и некуда двигаться дальше. Но объяснить, что мир многомерен, безграничен, что любая игрушка, любой предмет, с которым действует ребенок, имеет таинственные магические свойства и мо-жет превращаться, творить чудеса, раскрываться как по мановению волшебной палоч-ки.

Принимая во внимание требования ФГОС, воспитатель приглашает ребенка в увле-кательную игру, итогом которой становятся открытия (знания). Идеально, если игра сочетает в себе различные виды деятельности, давая возможность перемежать продук-тивную с двигательной, коммуникативной, познавательной.

В своей группе, занимаясь с ребятами, я постоянно ищу новые формы взаимодейст-вия, возможности свежего прочтения и применения предметной развивающей среды. Нужно заметить, что ранний возраст абсолютно не является помехой. Дети с радостью откликаются на предложения, включаются в игру с искренним интересом, даже требуют новых игр и новых впечатлений. В такой атмосфере занятия проходят весело и непри-нужденно. Новые правила ребята схватывают налету, контактируют друг с другом ос-мысленно, стремятся постичь законы эмпатии, быть терпимее друг к другу, относятся с уважением к чувствам других.

Я согласна с утверждением, что движение есть жизнь. Роль движения в развитии ребенка трудно переоценить. Помимо плановых физических и спортивных упражнений, предусмотренных образовательной программой, я нахожу возможность создать игру неожиданно, что вызывает у ребят удивление и подстегивает их интерес. Идеально, если материалы образовательной среды предстают ребятам в разных ролях. Например, дидактический становится спортивным; бытовой – продуктивным, игровым; игровой – коммуникационным. Тем самым я демонстрирую детям, сколько скрытых возможно-стей заложено в каждой игрушке, каждом предмете окружающей действительности. Я призываю их фантазировать, познавать мир через творческий опыт, быть активными, деятельными, креативными.

В качестве примеров я приведу варианты игр, в которых реализуются двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательная, творческая деятельность.

«Каскад» (двигательная, игровая, коммуникативная деятельность)
— выстраиваются барьеры для перешагивания переменным шагом от самого низкого до самого высокого (гимнастические прутья + детали конструктора «Строитель»);
— выстраиваются барьеры для перешагивания переменным шагом от низкого до самого высокого только посредством конструктора (плоские кирпичики, маленькие кубы, крупные кубы, цилиндры).

«Эстафета» (двигательная, игровая деятельность)
— выстраиваются барьеры с использованием детских стульчиков и гимнастических прутьев, следом за ними выкладываются обручи, после них — гимнастическая доска; задача ребенка – пройти каждый этап, соответственно, переменный шаг, прыжки, ползание.

«Путешествие» (двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая деятельность)
— «автобус»: выстроить стульчики друг за другом по одному или по двое в ряду, распределить роли (кондуктор, водитель, контролер), обсудить запланированный маршрут, приветствия, объявление остановок, билеты;
— «самолет»: соответственно;
— «корабль»: соответственно.

«Интервью с гостем» (коммуникативная, игровая деятельность)
— игра на коммуникацию и доброжелательное отношение друг к другу (например, к нам в гости пришел пес и хочет познакомиться со всеми), можно выполнять с любой игрушкой.

«Живые рисунки» (продуктивная, игровая, коммуникативная деятельность)
— с помощью разноцветных веревочек разного цвета длины на любой поверхности создавать формы (цветок, заяц, волк, солнце, снежинка, медвежонок; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), опрашивать детей, что они видят; предлагать создавать самим с ненавязчивой помощью воспитателя.

Важно отметить, что подобные игры проводятся фронтально, но воспитатель имеет возможность индивидуально пообщаться с каждым ребенком, принять к сведению осо-бенности поведения, присмотреться к его личности. В раннем возрасте даже разница в несколько месяцев – существенна. Старшим детям выполнять задания проще, младшие могут испытывать небольшие затруднения, с которыми успешно справляются при по-мощи воспитателя. Безусловно, подобная деятельность дисциплинирует ребят, способ-ствует освоению правил игры, учит взаимодействию с другими детьми, терпению, вни-манию, и, конечно, развивает координацию, что положительно сказывается на общей физической форме воспитанников.

Послесловие

Представленные игры – лишь малая толика из тех, что воспитатель может реализо-вать в рамках предметной развивающей среды своей группы. Радует то, что процесс реализации бесконечен как сама фантазия, что дети с удовольствием включаются во все новые игры, приобретая бесценный навык поиска необыкновенного в обыденном, умение действовать с предметом нетривиально, придумывать и фантазировать.

Следующим шагом мне видится взаимодействие с родителями в русле обозначенной проблемы. Возможно, это будет разработка памяток-шпаргалок для родителей «Как придумать игру» или «Учимся играть вместе». В любом случае, это будет призыв к дей-ствию во имя возрождения фантазии, во имя сохранения детства.

date15 июля, 2014