Коррекция нарушений речи и письма.

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113, город Новосибирск.

О себе: образование высшее, стаж педагогической работы – 23 года, имею высшую квалификационную категорию. Для учащихся и родителей веду блог «Капельки солнца». Все учащиеся моего класса имеют доступ к электронному дневнику и являются активными его пользователями. Итогами моей работы считаю: достаточно высокий уровень мотивации обучающихся; повышение качества обучения и отсутствие неуспевающих учащихся.

Курс русского языка в начальной школе всегда рассматривала как единую структурную единицу. Поэтому подготовку к работе по формированию орфографической зоркости начинаю с занятий в группе адаптации к школе. Эта работа позволила мне сделать вывод о том, что орфографические ошибки чаще всего допускают те ребята, которые до школы имели нарушения речи и письма.

В последнее время у дошкольников отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, отставание в речевом развитии, поэтому в течение последних лет работаю над темой «Развитие орфографической зоркости обучающихся». Перед собой ставлю цель: развитие орфографической зоркости через коррекцию нарушений речи и письма учащихся для формирования прочных компетенций правописания». Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* формировать прочные навыки правописания;
* развивать орфографический слух;
* совершенствовать умения осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий на письме;
* воспитывать потребность в совершенствовании своей письменной речи.

Организуя занятия с учащимися в группе адаптации к школе, особое место отвожу системе упражнений по развитию мышц руки, т. к. именно развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. На своих уроках использую такие виды деятельности как плетение, нанизывание бусинок, мозаику, упражнения со скрепками, спичками и другими мелкими предметами. Кроме этого данная методика включает в себя дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка и глаз. Все задания способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей памяти, внимания, речи, мышления).

Каждый раз, набирая первоклассников, выявляю группу ребят с нарушениями речи и письма. В процессе обучения у детей данной категории наблюдается следующее: замена и пропуск букв, разрыв слова на части, зеркальное изображение букв и цифр. С каждым годом количество таких ребят увеличивается. Возникает проблема обучения учащихся, имеющих нарушения речи и письма.

На основании рекомендаций логопеда мною была разработана программа из упражнений по коррекции нарушений речи и письма. Реализация их осуществляется практически на всех уроках. Целью этих упражнений является развитие интеллектуальных и мыслительных процессов через движение пальцев и тела.

Каждый учебный день посвящаю какой-либо общей теме. Например, «День здоровья», где каждый урок связываю с пропагандой здорового образа жизни. Наряду с другими задачами решаю задачу коррекции зеркального письма. Подобран тематический материал: загадки и пословицы, тексты и задачи, плакаты и кроссворды, музыкальные композиции.

Начинаю урок с создания доброжелательной атмосферы, хорошего настроения, положительных эмоций. Для этого использую логопедическую пятиминутку, направленную не только на коррекцию речевых и письменных нарушений; развитие орфографического слуха; совершенствование слухового восприятия; развитие навыков звукового анализа и синтеза, но настраивающую на решение поставленной цели урока. Воспитываю мотив интереса к процессу познания нового. Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами, одним из которых является занимательность. Необычность, неожиданность вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, что помогает ребятам усвоить новый материал.

С каждым днём задания усложняются, объём увеличивается, наращивается темп выполнения. Всё это не только расширяет зону ближайшего развития ребёнка, но и приобретает актуальность.

После уроков работа находит своё продолжение во внеклассной и внеурочной деятельности. Таким образом, вся деятельность детей, как в классе, так и после уроков подчинена единой цели.

Принято считать, что орфографический навык – это автоматизированное действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. На деле это не всегда так. На протяжении многих лет, наблюдая за учениками, пришла к выводу, что, записывать текст, ученик его как бы продиктовывает себе. Моим убеждением стало то, что письмо опирается на звуковой образ слова, который достигается орфографическим прочтением. Поэтому на уроках использую орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны. Материал для проговаривания составляется на основе анализа ошибок, допущенных ребятами.

Эффективным средством является организация письма в заданном темпе. Темп проговаривания выбираю, ориентируясь на наиболее медленно пишущих учащихся. Постепенно орфографическое чтение автоматизируется, и ученик без труда выделяет орфограммы любого типа.

Кроме этого, считаю важным формирование у учащихся умение осуществлять самоконтроль т самооценку своих действий при работе с орфограммами. Эффективно использую работу в паре: один пишет, другой контролирует и оценивает. Это позволяет ребёнку осознать действия, обеспечивающее успешность письма. После того, как ученик научится контролировать и оценивать товарища, он сможет контролировать и оценивать собственные действия.

Отбор методов и форм деятельности ребят осуществляю исходя из возрастных особенностей, цели урока, уровня сформированности компетенций.
Чтобы разнообразить структуру урока использую разные виды деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные. На уроке ребята часто работают в группах, которые формируются не только с учётом симпатий, степени сложности заданий, но и с учётом индивидуальных особенностей.

Обращая внимания на учащихся с «левополушарным» и «правополушарным» мышлением и характерные для них особенности восприятия, диффиренцирую обучение с учётом функциональной ассиметрии полушарий головного мозга ребёнка, что является одним из сложных, но и эффективных способов обучения детей данной категории.

Успешность каждого ребёнка отслеживаю. Результаты заношу в специальную тетрадь, которую веду с первого по четвёртый класс.

Наряду с другими формами мною часто используются театральные импровизации, где каждый ребёнок может проявить себя:
• моделирование образа через перевоплощение (например, в животных, издавая звуки); художественно-конструктивное творчество (например: изготовление плаката со схемами по русскому языку, живое правило, коллективное панно);
• визуализация – воображаемое путешествие (например, перемещение ситуации на фантастическую планету частей речи, превращение класса в мастерскую слов).

Детям нравится подобная работа на уроках и они охотно становятся её участниками.
Исходя из содержания учебного материала определяю методы обучении: словесный, наглядный, практический и проблемно-поисковый. Содержание учебного материала опирается на научность, связь между новым и ранее изученным материалом, соответствие теме, доступность понимания. Все перечисленные способы организации позволяют сформировать устойчивый интерес к предметам, самостоятельность, творческие способности, повысить интеллект.

Немалая роль в формировании орфографической зоркости принадлежит чтению. Поэтому стараюсь привлечь ребёнка к книге, организуя деятельность так, что изучение обязательного учебного материала побуждает детей задавать вопросы, которые намеренно оставляю без ответов и предлагаю найти их в литературе. Все ребята моего класса являются постоянными читателями школьной и районных библиотек.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, преобладания у них наглядно-образного мышления, считаю необходимым направлять внимание ребят на поиск информации, с использованием ресурсов электронных учебников, электронных энциклопедий, электронных словарей и справочников, Интернет.

Наша библиотека оборудована медиатекой младшего школьника. Это помогает в реализации возможностей каждого ребёнка в достижении успеха.

Учащиеся моего класса умеют оформлять свои работы. Они создают слайды, делают презентации творческих работ. Детям очень интересен такой вид деятельности.

Использование электронных учебных материалов способствует повышению качества, созданию условий для проявления индивидуальных особенностей учащихся, поддержания устойчивого интереса к обучению.

Всё это формирует навык ориентации учащихся в потоке информации; развитие коммуникативных умений.

Свою работу стараюсь строить так, чтобы она проходила в форме диалога с учащимися и побуждала бы их к самостоятельному мышлению, оригинальным суждениям. Создаю такие условия, которые дают детям возможность высказать своё мнение, заставляют почувствовать атмосферу успеха даже робкого ученика. В атмосфере доверия и уважения ребёнок стремится к раскрытию своих возможностей. Видя, как ценятся его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач.

При работе с классом использую комплект учебников ОС «Школа 2100». Выбор их обусловлен тем, что детям предложен путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом, развития на этой основе языкового чутья. Например, работая со словами непроверяемыми и труднопроверяемыми, знакомлю ребят с этимологией слов, осуществляю подбор однокоренных слов. Всё это позволяет наглядно представить единообразное написание корня в однокоренных словах и обогатить словарный запас учеников. К знакомству с такими словами подводят, как правило, логопедические пятиминутки. В дальнейшем эти слова включаются в другие упражнения. Учащиеся рассматривают слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки, читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается впоследствии.

Мною осуществлён подбор материала, направленный на формирование навыков правописания; развития умения определять «опасные» места в словах.

Учащиеся моего класса ведут тетрадь «секреты русского языка». В ней дети учатся составлять памятки, законы, инструкции к орфографическим правилам. Например, для работы в такой тетради может быть предложено задание с намеренно допущенными ошибками. Такие задания любимы детьми, т. к. предоставляют возможность побыть в роли учителя. Кроме этого такие упражнения направлены на формирование орфографической зоркости. Функция этой тетради не ограничивается уроками русского языка. Ею активно пользуются во внеурочное время: при подготовке к контрольным работам; выполнении домашнего задания.

Каждый урок русского языка является базовым для развития следующих орфографических умений:
• видеть в слове орфограмму;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• графически обозначать орфограмму;
• находить и исправлять орфографические ошибки.

Таким образом, только подчинив всю деятельность обучающихся на решение основной проблемы и направив систематическую и кропотливую работу семьи и школы в единое русло можно достичь желаемого результата. А результат – это динамика успешности ребят с нарушением речи и письма и стабильный качественный показатель по всем предметам к концу 4 класса, который сохраняется при переходе в среднее звено.

date18 марта, 2014