Развитие исследовательских навыков на уроках окружающего мира.

Автор: Чабак Марина Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Салехард.

О себе: Работаю в сфере образования более 25 лет. Образование высшее, закончила Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева в1995 году. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы. Преподаю в начальных классах 24 года. Имею высшую квалификационную категорию. Моё хобби: вышивка бисером. Интересы разносторонние: чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, концертов. Педагогическое кредо: «Чем больше ты открываешь свое сердце детям, тем ярче и теплее становится свет — свет твоей души».

Ведущее место в системах развивающего обучения, в том числе и в системе Л.В.Занкова, отводится развитию учебно-исследовательских умений. Во многие развивающие системы изначально заложен принцип проблемного обучения. В основе этого принципа лежит использование противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимися у учащихся в запасе опыта и знаний. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию исследовательских умений. На протяжении четырёх лет работала над темой самообразования «Развитие исследовательских навыков на уроках окружающего мира». Изучила технологию формирования исследовательской деятельности (Савенков А.И.) Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование исследовательских умений у учащихся и создание внутреннего познавательного мотива учебной деятельности.

Цель учебного исследования, не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации.

В 1-ом классе веду пропедевтическую работу на уроках окружающего мира следующими средствами:
• проблемным;
• частично-поисковым обучением под руководством учителя;
• уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности самостоятельно, а предположения, поиск решений самостоятельно, выводы под руководством учителя);
• кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.

Со второго класса учащиеся включаются в долговременные учебные исследования как индивидуальные, так и групповые.
На мой взгляд, организацию полноценной исследовательской деятельности необходимо начать с обучения научным методам познания, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Учимся наблюдать. Обращаю внимание детей, что наблюдать — это значит не только смотреть, но и видеть, замечать самое главное.

Учимся задавать вопросы. Прежде чем задать вопрос, надо уметь чётко его сформулировать. Учу записывать вопросы (в ходе изучения новой темы, ознакомления с рассказом, наблюдений). Затем читаем полученные вопросы в классе, пытаемся на них ответить. Из вопросов, на которые сразу нельзя ответить возникают проблемные ситуации, которые выливаются в исследовательскую деятельность.

Учимся классифицировать. Предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств предметов, сравнение предметов, объединение предметов в группы в соответствии с каким – либо признаком.

Учимся экспериментировать. Любой эксперимент – это не стихийное явление, а чётко продуманное и спланированное действие. Учу планировать ход эксперимента (действовать по определённому плану).

Учимся делать выводы. Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводы и не подвёл итоги. После каждого этапа работы необходимо спрашивать: «Что заметили? Какой вывод можете сделать?» Чтобы правильно сделать выводы дети должны уметь давать определения основным понятиям. Для этого на уроках учу ребят описывать различные объекты.

Учимся искать информацию. Учу добывать необходимую информацию из научных источников (энциклопедий, книг, телепередач), грамотно систематизировать имеющиеся данные, выделять главное, свёртывать информацию либо путём исключения избыточной, либо путём обобщения.

Презентация исследования. Защита исследования – умение представить результат своей работы. Предоставляю право выбора самопрезентации исследования (доклад на уроке, выступление перед родителями, компьютерная презентация, выставка достижений). Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Поэтому, учащиеся с интересом участвуют в различных конкурсах научно-исследовательских работ.

Таблица результативности участия учащихся в конкурсах исследовательских работ:

Учебный год Название исследовательской работы Фамилия, имя участника Результат
2007-2008 «Почему птичку кедровку назвали кедровкой?» Картошкина Дарья участница, Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я—исследователь» в г.Лабытнанги ,
2008-2009 «Динозавры» Заец Дмитрий I место Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я—исследователь» в г.Лабытнанги
«История возникновения приборов измерения времени» Степанов Никита III место, Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я—исследователь» в г.Лабытнанги
2009-2010 «История происхождения человека» Заруцкий Евгений участник, Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я—исследователь» в г.Лабытнанги
2010-2011 «Птицы Красной книги Ямала» Осипов Павел

Хабина Елизавета

Чепурнова Ольга

лауреаты, школьной конференции
2011-2012 Кока – кола: вред или польза? Хабина Елизавета

 

III место,

городская научно – практическая конференция «Ступень в будущее»

2012-2013 «Многоликая загадка – плесень» Хабина Елизавета

 

II место,

городская научно – практическая конференция «Ступень в будущее»

«Шоколад: вред или польза» Иванова Марина

участница,

городская научно – практическая конференция «Ступень в будущее»

date10 января, 2014