Организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Автор: Хаустова Ольга Анатольевна, учитель химии, МКОУ «Богучарская СОШ №2» г. Богучар Воронежской области.
О себе: Педагогический стаж 26 лет, хобби – вязание, максималист и трудоголик.
Организация учебной деятельности школьников с низкой мотивацией к учебно-познавательному процессу остается одной из основных методических проблем. Решение проблемы несколько облегчается при наличии в школе классов коррекции, т.к. дети в таком классе подбираются приблизительно одного уровня подготовленности и с ними можно совместно отрабатывать те или иные элементы знаний.
Гораздо сложнее работать в классах, где подобраны ученики с разными способностями. Следует признать, что учащиеся с низкой учебной мотивацией есть в каждом обычном школьном классе. Причины этого различны:
— невозможность усвоить минимум образовательных дисциплин по индивидуальным особенностям (состояние здоровья, невозможность усвоить курс 8 класса именно в восьмом классе, а только в десятом и т.д.);
— нежелание или неумение преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, т.к. этому не научили родители в раннем детстве;
— закомплексованность, когда при сравнении с одноклассниками возникает чувство ущербности.
И те учащиеся, которые не могут усвоить программный материал в обычном темпе и объеме, выбирают для себя две линии поведения: или ничего не делают, или пытаются механически переписывать информацию с доски или тетради своего одноклассника. Осознать учебный материал на уроке они могут только при непосредственной помощи учителя. Но учитель, из-за необходимости работать со всем классом, не может выделить достаточное количество учебного времени на уроке для общения со слабоуспевающими учениками.
Для организации работы с низко мотивированными учащимися необходимо:
1) определить причины непонимания учащимися учебного материала, чтобы помочь ему преодолеть возникшие трудности;
2) правильно разместить учащихся в классе – ближе к доске для контроля со стороны учителя, совместно с хорошо успевающими учениками, чтобы они могли помочь им при работе в парах;
3) завести дополнительную тетрадь для индивидуальной работы, т.к. эти ученики часто забывают рабочие тетради дома;
4) заинтересовать – сформулировать интересную проблему или задание. Например, задание по химии для учащихся 8 класса: «Во время гражданской войны белые решили отравить колодцы в одном из сел, вылив в них по ведру серной кислоты. Три дня сельчане мучились без свежей воды, пока старый Петрович не вспомнил, чему его учили на уроках химии в 1881 году, и очистил колодцы. А ты смог бы?»
5) подготовить соответствующий дидактический материал, который может иметь вид карточек, содержащих не только задания, но и элементы помощи, обеспечивающие успешность самостоятельной работы таких школьников.
Так как слабоуспевающие учащиеся не очень ответственно относятся к ведению записей в тетрадях и допускают много ошибок при воспроизведении того или иного материала, им целесообразно предоставлять помощь:
а) системой наводящих вопросов, направляющих ход рассуждений учащихся;
б) образцами выполнения аналогичных заданий с краткими комментариями, поясняющими отдельные элементы учебного действия;
в) фрагментами учебной информации, необходимой для выполнения задания.
Методика отработки умений такова:
1) объяснение учителя;
2) закрепление:
а) выполнение учащимися аналогичных действий. Помощь учителя осуществляется фронтально: один ученик выполняет задание у доски, а учитель комментирует и исправляет допущенные им ошибки;
б) самостоятельная работа учащихся. Учитель оказывает помощь индивидуально. И именно на этом этапе низко мотивированные учащиеся работают по специальным дидактическим карточкам, о которых упоминалось выше.
Низко мотивированные учащиеся на этом этапе должны получать задания, при выполнении которых они могут проявить себя (не могут решать задачи – предложите задание, для выполнения которого требуется устный ответ).
С большим трудом низко мотивированные учащиеся осваивают умение расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций. Они путают понятия «индекс» и «коэффициент», с трудом усваивают расчет числа атомов в молекулах, количество ионов в полных ионных уравнениях реакций (забывают умножать индекс на коэффициент), плохо знают символы химических элементов, формально понимают выражение «химическая формула». Все это приводит к тому, что уравнивая число атомов, они «разбивают» коэффициентами формулы сложных веществ, или записывают индексы в уже готовые формулы. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо постепенно формировать умения, поэтапно предлагать задания на один из отрабатываемых приемов, начиная с простого:
а) использовать метод подбора коэффициентов в схеме К + S → K2S
б) использовать метод наименьшего общего множителя в схеме Р + Сl2 → PCl3
в) использовать метод удвоения коэффициентов в схеме Н2S + О2 → SО2 + Н2О
Кроме этого, учащимся необходимо предоставлять алгоритм или схему выполняемых действий.
Чтобы выполнение подобных заданий не превращалось в «натаскивание», необходимо использовать элементы новизны в каждом последующем задании.
Использование подобного дидактического материала позволяет низко мотивированным школьникам выполнять в перспективе все более трудные задания, которые не только развивают учащихся, но и стимулируют их работоспособность.
Related Posts via Categories
