Конспект урока русского языка «Однородные члены предложения» (4 класс).

Автор: Кузнецова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1173 г.Москвы.

О себе: Стаж работы — 14 лет. Люблю путешествовать — получать новую информацию, которая является источником вдохновения в моей педагогической деятельности. Кредо: «Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, — непобедим.» М.А.Горький.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ТДЦ:
Образовательная:
Систематизация З. уч-ся об однородных членах предложения, обобщение и совершенствование З. об особенностях одн. чл. предл.: одинаковая синтаксическая роль в предложении, выражены одной и той же частью речи, зависимость от одного и того же слова.
Развивающая:
Развитие у уч-ся памяти, внимания, мышления и речь; развитие учебной самостоятельности ,параллельное развитие устной и письменной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля ,т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий.
Воспитательная:
Воспитание любви к родному языку; самостоятельности, активности.
Медиаобразовательная:
Нахождение информации в различных источниках.

Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах

Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
с позиции средств обучения:
-информационные технологии
-словесные (беседа): фронтальный опрос, изложение устного материала;
-наглядные: для осуществления индивидуального похода, что необходимо для данного класса;
-практические (тренировочные задания): У.применять полученные теоретические З. и. У на практике;
-игровые;
-объяснительно-иллюстративный метод.
С позиции характера учебной деятельности:
-дедуктивные (синтаксический разбор)
-репродуктивные: с опорой на ранее изученный материал (работа с готовыми заданиями) и соотношение репродуктивного и творческого методов.
-продуктивный: уч-ся самостоятельно находят некоторый материал (при подготовке к уроку)
-поисковой (работа со словарём), исследовательский метод;
-проблемное обучение.
Методы стимулирования учебной деятельности школьника в процессе обучения:
-методы формирования учебной деятельности школьника в процессе обучения;
-методы формирования познавательного интереса (работа со стихотворением);
-методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности (словесное поощрение);
-метод создания ситуации успеха (дифференцированный подход в д.з.)
-творческое применение З.У.Н.

2.Метод контроля и самоконтроля в обучении:
-самоконтроль (работа с доской, взаимоконтроль);
-методы устного контроля (слушают и дополняют друг друга);
-письменный контроль (проверка тетрадей);
-карта самоконтроля.

Оборудование:
Учебник «Русский язык 4 класс» Иванов С.В., рабочая тетрадь, иллюстрированный материал, таблицы, презентация.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный этап.
Класс разделён на группы, в каждой группе назначен ответственный.
У:
-Здравствуйте, ребята! Каким вы видите сегодня наш урок?
-Я тоже хочу, чтобы он таким и получился. Но для этого мне нужна ваша помощь. Сегодня на уроке мы будем вместе работать и друг другу помогать, и тогда у нас все получится.

2. Актуализация знаний.
У:
— Ребята, какое время года сейчас на улице?
( Учитель обращает внимание детей на класс , украшенный осенними листьями. А так же обращает внимание на выставку детских рисунков на тему « Осенний пейзаж» )
-Таким вы видите осенний лес. А вот каким его видит Иван Бунин в своём стихотворении «Листопад» ? (Уч-ся зачитывают отрывок из стихотворения под тихую музыку)
Приложение №1.

У:
-Какой же лес у Бунина?
-Какие средства выразительности применил автор? (эпитеты)
(Учитель обращает внимание уч-ся на то, как красив и богат русский язык)
Зачитаем : Лес лиловый, золотой, багряный.

ТЕМА УРОКА.
Учитель уч-ся подводит к теме:
-Как вы думаете какова тема нашего урока?
(Однородные члены предложения)
Уч-ся подписывают число, классную работу и тему урока.

ЦЕЛИ УРОКА.
Уч-ся самостоятельно формулируют цели урока.
У:
-При помощи подсказки, ребята, сформулируйте цели нашего урока. С
Дополните:
1. Вспомнить…
2. Повторить правило…
3. Развивать умение находить…
Учитель дополняет ответы уч-ся:
— Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать З. по теме « Однородные члены предложения» .Работать с текстом, предложением и словосочетанием. Слушать и дополнять друг друга, работать в группах и в парах.

3.Обобщение и систематизация знаний.
ЧИСТОПИСАНИЕ.
Сентябрь октябрь ноябрь
-Списать, выделить орфограммы, поставить ударение.
-Что объединяет эти слова?
-С т.з. фонетики объясните постановку мягкого знака в этих слова? И найдите слова, где одна буква обозначает два звука.
— Приведите свои примеры.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
-Продолжаем говорить об осени. Словарная работа сегодня пройдет в игровой форме: будем отгадывать загадки.
1.Осенью становится холодной …(погода)
2.Овощ, который убирают с огорода после первых заморозков…(морковь)
3.Животное, которое поздней осенью становится белым… (заяц)
4.Осення одежда…(пальто)
5.Осенью ложится в спячку…(медведь)
6.Цвет осенних листьев…(жёлтый)
7.Деревья, посаженные рядами…(аллея)
8.Температура ниже нуля градусов…(мороз)
9. Коллективное посещение парка с целью ознакомления…(экскурсия)
10. Чувство
11.Искусство
12.Печаль.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.
(Уч-ся обмениваются тетрадями и сверяют написанное со словами на слайде)
У:
-Кто не допустил ни одной ошибки? Кто одну? Остальным надо немного ещё поработать над словарными словами.
-Найдите и подчеркните слово, где буква Я обозначает два звука.
-Объясните постановку двоеточия и запятой в предложении со словарными словами . (Обобщающее слово и однородные члены предложения)

РАБОТА с новым словарным словом «Пейзаж».
1.1 уч-ся зачитывает из словаря лексическое значение слова «пейзаж».
2. Уч-ся записывают это слово в Словарик, подчёркивают «опасное место», ставя ударение, делят на слоги. (1 уч-ся у доски)
3. Коллективно составляют словосочетания с этим словом и записывают их.
4.Уч-ся устно составляют предложения с однородными членами со словом ПЕЙЗАЖ. Находят однородные члены и чертят схемы.

3. Применение теоретических положений в условиях практической работы.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ГРУППАМ.
1. Знакомство уч-ся с картой самоконтроля. ( Приложение№2. )
(У каждого в группе на столе лежат такие карты)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Проводится с гостем – героем под музыку)
Задание№1. Теоретическая часть.
Систематизация З.: работа с теоретическим материалом, вспомним всё , что знаем об однородных членах предложения и ответим на вопросы. (Приложение №2. Лист №1.)

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ.
-На какие 2 группы делятся все члены предложения?
-Какие мы знаем члены предложения ?
1. «Однородные члены предложения».
2. «Члены предложения»
Заполните карту самооценки.

ЗАДАНИЕ№2. Практическая часть. Работа с текстом. (Приложение №3) (В каждой группе конверты)

В конверте у каждой группы лежит деформированный текст, разрезанный на предложения с пропущенными орфограммами и запятыми.
Задания:
1.Восстановить текст (коллективно по предложениям восстанавливают текст), зачитывают.
2. а) Каждый учащийся берет себе одно предложение из текста, записывает его в тетрадь ,вставляет пропущенные орфограммы , подчеркивает их и объясняют их написание(графически) ; постановка запятых.
Коллективно проверяем (от каждой группы учащийся зачитывает свое предложение, а остальные проверяют)
Б) Найти и подчеркнуть в своем предложении грамматическую основу.
В) Найти в своем предложении однородные члены, подчеркнуть, определить способ связи, чем выражены начертить схему в тетрадь.

3.Какие члены предложения могут быть однородными? (уч-ся делают вывод на основании заполненной таблицы)
Чтобы ответить на этот вопрос и доказать, что мы правы, нам необходимо в группах сообща и советуясь запомнить следующую таблицу. (Каждый из своего предложения выписывает нужную информацию).

Коллективное заполнение таблицы (Приложение№4). Озвучивают информацию таблицы.
Вывод:
Однородные члены предложения могут быть главными членами и второстепенными членами.

Карты самоконтроля.
4. Самостоятельное творческое использование полученных знаний.
Задание №3. Творческая работа.
Каждый самостоятельно в тетрадях составляет по одному предложению об осени с однородными членами предложения и делает синтаксический разбор, выписывает словосочетания.

Карта самоконтроля.

Вернемся к стихотворению, с которого начали наш урок «Листопад» И. Бунина. 1 уч-ся у доски. Выполним синтаксический разбор предложения из этого стихотворения.

Лес пахнет дубом и сосной.

? Почему распространённое предложение? Почему не ставим запятую?

4. Рефлексия.
-Что на уроках закрепляли, обобщали об однородных членах предложения?
(Ответы)

-Теперь свои ответы запишите в два столбика.

Знаем Умеем.
1. 1.

— Теперь посмотрим, как весь класс усвоил материал. Карточки самоконтроля от каждой группы вывешиваем на доску.
Отсюда следует, что все постарались и все молодцы!!

-Ребята, запишите в тетрадь предложение с однородными членами, которое бы передало ваше впечатление об уроке.
(Несколько человек зачитывают предложения)
Д.З.
Из любого художественного произведения выписать шесть предложений с однородными членами предложения.
Те, кому задание покажется трудным, выписывают 3 предложения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.

Приложение№2. Лист№1.
ЗАДАНИЕ№1.
Изучить теоретический материал об однородных членах предложения и ответить на вопросы.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения.
В предложении являются одним и тем же членом предложения и обычно выражены одной и той же частью речи.
Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.

Вопросы.
1.Какие члены предложения называются однородными?
2. Как связаны однородные члены предложения?

Заполните карту самоконтроля! Закрасьте первый кружок!

ЗАДАНИЕ №2.
1.Восстановить деформированный текст.
2.Индивидуальная работа с предложением.
3.Заполнение таблицы.

Заполните карту самоконтроля! Закрасьте второй кружок!

ЗАДАНИЕ №3.
Творческая работа. Составьте по 1 предложению с такими же видами однородных членов предложения. Запишите в тетрадь. Подчеркните однородные члены предложения.

Заполните карту самоконтроля! Закрасьте третий кружок.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сделаем вывод: что мы знаем и умеем, изучив тему: «Однородные члены предложения».

Знаем Умеем.
1. 1.

Приложение №2.
Какие члены предложения могут быть однородными? Выясните это, заполнив таблицу:

№ предл.

Однородные члены предложения

Главные

Второстепенные

подлежащее сказуемое определение дополнение обстоятельство

1

2

3

4

5

— Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.
Группа№
Красный кружок – отлично
Зеленый кружок – хорошо
Синий кружок – повторить правило

Карта самоконтроля.

Задание №1.Теоретический материал. Правило.

Задание №2. Работа с текстом. Нахождение однородных членов предложения.

Задание №3. Творческое задание.

Приложение№1.
ЛИСТОПАД.
Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там , то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Список литературы:
1. Львов, М.Р. Методика развития младших школьников/М.Р.Львов.-М.: Просвещение,1985.
2. Учебник Иванов С.В. «Русский язык 4 класс» / Москва, «Вентана — Граф» 2007
3. Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». Творческие поиски московских учителей начальной школы.-М.,1993.
3. Начальная школа: газ. -2000.- №47.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова. — 4 изд..
5. Узорова, О.В. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 кл. : пособие для нач. и сред. Школы /О.В.Узоррова, Е.А. Нефёдова.-М.: Аквариум, 1997.