Роль самостоятельных, проверочных и практических работ по естествознанию в учебном процессе.
Автор: Сорокина Оксана Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП Тюменская область, г. Салехард
О себе: Обеспечиваю успешное усвоения программы всеми учащимися. Участвую в научно – практических конференциях Всероссийского уровня, осуществляю научно – исследовательскую деятельность с учащимися. Представляю собственный опыт работы в интернет–публикациях. В свободное от работы время я увлекаюсь вязанием.
Образовательные области «Природа» и «Человек» занимают одно из значительных мест в развитии познавательных способностей учащихся, пробуждении интереса к учению, дают целостное восприятие мира. На уроках естествознания школьники главным образом получают общее представление о богатстве и разнообразии, некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширяют свой кругозор.
Для определения уровня знаний по предметам естественного цикла, развития мыслительных операций и выявления пробелов в знаниях учащихся на протяжении нескольких лет были разработаны и апробированы разноуровневые контрольные, самостоятельные и проверочные работы, карточки-задания, викторины, олимпиады.
Специфика естествознания такова, что наиболее приемлемой и эффективной формой такой проверки, как показала практика, являются тесты. Они носят не только обучающий характер, но и дополняют другие формы проверки.
Правильно организованные самостоятельные и практические работы способствуют пониманию сущности понятий, раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ знаний.
Без развития самостоятельности и выполнения самостоятельных и практических работ нельзя осуществить одну из важнейших целей обучения курсу – сформировать научное мировоззрение.
К практическим работам по естествознанию относят различные виды учебной работы с картой, климатическими, цифровыми показателями, наблюдения в природе.
Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают не только самостоятельно выполняемые практические работы, предусмотренные программой, но и работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, карточками-заданиями, подготовку доклада, выступлений и др. Перед самостоятельными работами ставится цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке к изучению материала в среднем и старшем звене.
Классифицировать самостоятельные и проверочные работы можно с разных точек зрения.
С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды работ:
• по отдельным разделам и темам;
• по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности (заполнение таблиц, схем);
• по дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью:
а) воспроизведения опорных знаний и умений;
б) закрепления изученного учебного материала;
в) приобретения новых знаний и умений;
г) повторения и обобщения знаний и умений;
д) проверка знаний и умений.
Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении.
Традиционные задания требуют от учащихся связных логических ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. В отличие от других видов заданий они предоставляют ученику полную свободу для ответов и не содержат каких – либо ограничений и подсказок. Разновидностью традиционных работ являются задания, предполагающие краткие ответы, что сближает их с тестами.
Карточка – задание (пример):
Найди лишнее животное.
а) По каким признакам ты его определил.
б) В какой природной зоне обитают остальные животные.
в) Как они приспособились к жизни в этой зоне.
Задания тестового характера в начальной школе целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ, итогового контроля.
По сравнению с другими видами проверочных работ тесты имеют ряд присущих им положительных черт:
• быстрота проверки выполненной работы;
• оценка достаточно большого количества учащихся;
• возможность проверить усвоение теоретического материала;
• проверка большого объёма материала малыми порциями;
• объективность проверки и оценки результатов выполненной работы.
При выполнении тестовых заданий школьники ограничиваются расстановкой цифр или букв или односложным ответом.
Например: Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»
Выбери правильный ответ.
1. Самыми распространёнными полезными ископаемыми являются:
а)песок в) гранит
б)нефть г) глина
2. Основным свойством каменного угля, которое использует человек, является:
а) твёрдость в) хрупкость
б) горючесть г) блеск
3. Из нефти изготавливают:
а) лекарства в) духи
б) мебель г) искусственное волокно
4. Установи закономерность
1) Горючие вещества: а) торф
2) Негорючие вещества: б) газ
в) глина
г) нефть
д) железная руда
1. _______________, _________________, ________________.
2. _______________, ________________.
Проведение тестовой работы планируется в рамках одного урока, листки с проверочными заданиями, подготовленные задания раздаются учащимся после проведения инструктажа, объясняющего особенности выполнения заданий всех видов.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в которой участвуют учащиеся всего класса. Его можно сделать смотром достигнутых успехов всего класса. Большое значение имеет распределение заданий на уроке – каждому ученику надо подобрать индивидуальное задание. Например, если ученик сильно волнуется при ответе у доски, то для оптимальной демонстрации знаний ему надо дать письменное задание.
Индивидуальный устный вопрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащихся самостоятельно обобщать полученные знания, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм, и т.д. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.
Рассказ-описание. Ученик даёт последовательное, логичное описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказываться своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Письменный опрос. Для учителя – этот метод педагогической диагностики, с помощью которого определяется успешность или не успешность усвоения учащимися знаний, умений, навыков по изученной теме; а также возможность дать анализ своей педагогической деятельности (функция контроля). Для учащихся – это возможность получить информацию о своих достижениях или промахах в учении, сравнить свои результаты с эталонными (функция самоконтроля). Для родителей – ориентировка в том, как идёт развитие ребёнка, что можно предусмотреть для улучшения результатов, каков уровень обучаемости школьника (функция прогноза).
Занимательные упражнения. Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешностью учебного процесса. Известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала. Будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в формах простого повторения, когда надо восстановить в памяти учащихся основные понятия и сведения по всей пройденной теме.
Оживить опрос и активизировать в процессе его проведения учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала: ребусы, загадки, кроссворды, викторины. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. /Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал.
Игровая форма повторения и проверки знаний учащихся привлекает внимание к учебнику и активизирует познавательную активность даже не самых трудолюбивых учеников.
Список использованной литературы:
1.Клепинина З.А.. Чистова Л.П. Уроки природоведения. Пособие для учителя.-М: Просвещение, 1990.
2. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М: Просвещение, 1981.
3.Стародубцева Г.М., Сундукова А.К., Печкурова О.В.. Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по контролю и оценке результатов обучения в начальной школе. – Ростов н/Д: РОИПК и ПРО, 2002.
Related Posts via Categories
