Программа Недели психологии «Принцесса Психея».
Автор: Болотова Эльвира Игоревна, педагог-психолог, магистр МБОУ «Алексеевская СОШ Корочанского района Белгородской области».
О себе: Мой девиз: «Все в наших руках». Профессиональные интересы: воспитание достойного толерантного патриотичного члена общества в лице каждого участника образовательного процесса. Увлечения: дизайн, путешествия.
Я молодой педагог сельской школы. После окончания университета вернулась в родной край с огромным желанием и потенциалом работы с детьми, родителями, учителями.
Я предпочитаю литературу и фильмы, которые, как сейчас принято говорить, «меняют сознание». Мне нравится открывать что-то новое в них, проживать жизнь героев и когда потом еще некоторое время остается этот сладкий осадок, заставляющий переосмысливать свою жизнь, ценности мира. Еще мне нравится литература по дизайну и живописи, потому что это мое несостоявшееся (во всяком случае пока) второе образование, мечта. Из школьной литературы мне очень запомнились «Тихий Дон» Шолохова и «Мастер и Маргарита» Булгакова, которые стали книгами по жизни, настольная литература.
Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми существует огромный простор для развития креативности. Педагоги в школе имеют возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит прежде всего в социальном окружении, и как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность учащегося.
Неделя психологии в школе — просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является развитие творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка и педагогов школы.
Неделя психологии проходила в нашей школе впервые. Поэтому мы испытывали большое волнение и ответственность. В качестве канвы первой Недели мы решили выбрать общую тему, объединяющую все запланированные мероприятия. Это была история Принцессы Психеи, которая олицетворяла психологическую науку и все ее составляющие. Эпиграф истории был следующим: Принцесса заблудилась в нашем мире и мы должны ей помочь узнать кто она и кто мы, ее историю и как можно больше о ней.
Цели:
• расширение знаний о науке «психология» и роли психологических знаний в жизни человека
• содействие развитию чувства успешности, единения и учебной мотивации
Принципы:
• Целостность — неделя психологии должна быть целостной и законченной, иметь очерченные начало и конец, есть основная идея и девиз.
• Последовательность, цикличность и преемственность – каждый день (или мероприятие) должен плавно перетекать в следующий;
• Доступность – все мероприятия должны иметь определённую возрастную адресованность;
• Комплексность – события должны охватывать всю школу, всех участников образовательного процесса;
• Активность и сознательность – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.
Кадровое обеспечение: психолог: классные руководители; Старшая вожатая; Зам.директора по ВР; Библиотекарь
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, сотрудники школы, родители.
Сроки проведения: 18-23 ноября.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др
Форма проведения: психологическая акция, конкурс плакатов, информационные стенды, занятия по классам, просвещение родителей и педагогов, КВН.
План проведения.
Мероприятие | Задачи | Класс | |
Занятия по классам |
|||
«Путешествие в Алфею» | Способствовать благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу, развитие эмоционально — волевой сферы, эмпатии обучающихся 1-х классов. | 1 класс | |
«Давайте жить дружно» | Выработка доброжелательного отношения друг к другу; развитие коммуникативных навыков | 2 класс | |
Развлекательно-познавательная викторина «Умники и умницы» | Развитие познавательной сферы, сплочение коллектива | 3 класс | |
Интеллект | Занятие направлено на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих успешное обучение детей. | 4 класс | |
Психологическая игра «Портрет коллектива» | Способствовать сплочению участников; приобрести опыт в публичном одобрении другого; осознать собственную реакцию на признание со стороны других | 5 класс | |
Психологическая игра «В поисках святого Грааля» | Формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия; осознание детьми ценности собственных успехов; формирование положительного образа будущего | 6 класс | |
Психологическая игра
«Школа идеального лидера»
|
ознакомление учащихся с понятием «лидерская одарённость», исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала. | 7 класс | |
Классный час
«Конфликты в жизни современного человека» |
Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной ситуации; формировать у учащихся умение правильно оценивать конфликтные ситуации и способы решения конфликтов; развивать коммуникативные навыки общения. | 8 класс | |
Игра «Прием на работу» | Профориентация | 9 класс | |
Психологический КВН «Психология-это серьезно» | Закрепить навыки общения. Повысить интерес учащихся к изучению психологии и самого себя. | 10 класс | |
О факультете психологии | Просвещение, консультирование | 11 класс | |
Сундучок пожеланий | Создать условия для реализации активной жизненной позиции, расширить представление о себе | все желающие | |
Следопыт | Развитие коммуникативных умений, поднятие общего эмоционального тонуса | команды по классам, | |
Тайный друг | Активизация навыков сотрудничества | 1-4, 5-11 классы, учителя | |
Волшебные предсказания | Создание благоприятного климата в школе | 1-11 классы, сотрудники школы | |
Конкурс анекдотов о психологах, психологии | Расширить представления о психологической службе, создание позитивного настроения | Все желающие | |
Заочная олимпиада «ПСИХОЛОГиЯ | Развитие учебной мотивации, содействие личностному росту учащихся | 5-11 классы, сотрудники школы | |
Кроссворд о психологии | Повышение психологической культуры | 5-11 классы, сотрудники | |
Арт-мастерская «Принцесса Психея в Вашем представлении» | Развитие креативности, арт-терапия | 1-11 классы, сотрудники | |
Плакат, брошюра для решения темы Недели Психологии | Развитие креативности, арт-терапия | 1-11 классы | |
Один день из жизни Принцессы | Развитие креативности, учебной мотивации | 1-11 классы | |
Фоторепортаж «Школьная перемена» | Развитие учебной мотивации, поднятие общего эмоционального тонуса | 5-11 классы, сотрудники | |
Марафон «Я и мое хобби» | Развитие креативности | 1-11 классы, сотрудники | |
Информационные стенды «Знакомая Незнакомка» |
|||
Правда и Мифы о психологии | Просвещение | ||
Притчи | Просвещение | ||
Правила жизни | Просвещение | ||
Умения и качества, необходимые человеку в 21 веке | Просвещение | ||
Опрос «Ваш любимый цвет» | Развитие чувства единения, поднятие общего эмоционального тонуса | Все желающие | |
Полезная зарядка-разрядка | Здоровьесберегающие технологии | Все желающие | |
Стена гласности | Психологическая разрядка | Все желающие | |
Работа с педагогическим коллективом |
|||
Такие разные дети | Психологическое просвещение | ||
Практическое занятие «Эмоции и чувства» | Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей. |
Психологическая акция «Волшебные предсказания».
Эта акция предназначена для того, чтобы поддержать каждого «жителя школы», дать возможность детям помечтать, а взрослым — искренне по-детски улыбнуться. Отлично подходит для окончания недели психологии, оставляя приятное необычное послевкусие.
Цели:
— создание благоприятного климата в школе
Участники:
все желающие: ученики, педагоги, родители, работники школы, психолог
Необходимые материалы:
— шкатулка
— записки с добрыми пожеланиями (в большом количестве)
Время:
акция проходит в течение одного учебного дня на переменах
Этапы акции:
1. Подготовительный этап.
Психологу необходимо найти и напечатать как можно больше вариантов добрых пожеланий-предсказаний: для каждого независимо от пола, возраста и рода занятий. Загадочности процедуре можно добавить, если все записки будут определенным образом свернуты или разукрашены под постаревшие, дряхлые (это трудно и весьма затратно по времени, но окупается по виду участников, старательно их раскрывающих в ожидании «ответа вселенной»).
2. Основной этап.
В шкатулку достаточно вместительного размера насыпаются записки с пожеланиями. Она размещается в фоей школы, на столе у вахтера, чтобы каждый пришедший мог начать день с улыбки. Вахтер встречает всех с загадочной улыбкой, предлагая уникальную возможность задать важный вопрос вселенной и получить ответ. Все желающие сосредоточенно закрывают глаза, вопрошают у вселенной, а потом тянут записки. То, что происходит дальше, действительно, можно описать словом «волшебство»: хмурые начинают улыбаться, серьезные довольно прячут заветный кусочек бумаги в карманы, спокойные начинают прыгать на одной ножке с криком «Спасибо! Спасибо! Спасибо!», недоверчивые радостно просят вытянуть еще раз, неугомонные заботливо тянут к шкатулке своих одноклассников, азартные тянут несколько и с фразой «А первая была лучше всего!» приветливо подмигивают психологу.
3. Обратная связь.
«Волшебная шкатулка» быстро приобретает популярность у «жителей школы» и к 3-4 уроку в школе царит особая доброжелательная атмосфера. Поскольку лимит на пожелания отсутствует, то каждый в конце концов вытягивает столько сколько необходимо для ощущения счастья, успеха, умиротворения. Иногда наиболее сознательные и сердечные начинают возвращать пожелания в шкатулку со словами «Пусть еще кому-нибудь станет хорошо».
Закончить Неделю Психологии предлагается в субботу. На линейке объявляются выводы мероприятия, проводится награждение победителей. Так же, логическим завершением мероприятия рекомендуем проведение «Психологической сказки» с заранее подготовленными учащимися-волонтерами.