Методическая разработка «Как спроектировать открытый урок».

Автор: Рылова Раиса Ивановна, преподаватель-методист КГБОУ СПО Ачинский политехнический техникум, г. Ачинск.

О себе: стаж в области образования 26 лет, имею высшую категорию. Постоянно работаю над методической темой саморазвития — информационные технологии. Увлекаюсь туризмом и лыжами.

Методическая разработка «Как спроектировать открытый урок» имеет целью раскрыть сущность подготовки преподавателя к данному событию и в своей структуре содержит описание целей проведения подобных мероприятий. Проектирование урока представлено его слагающими этапами с содержательным их наполнением, начиная с первого: «Выбор типа урока» и заканчивая тринадцатым «Подготовка пакета документов».

Данная методическая разработка предназначена для начинающих преподавателей и может быть интересна тем, кто готовится показать свое педагогическое мастерство.

1. Цели проведения открытого урока. Определяются три главные цели проведения открытого урока: повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к преподавателям – профессионалам высокого класса; зкспертиза коллегами (руководителями образовательного учреждения, экспертной комиссией и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной преподавателем, в период аттестации на более высокую аттестационную категорию; саморазвитие преподавателя (стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).

2. С чего начать? Как ни странно, с психолого-педагогической характеристики учащихся, их обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностях учащихся группы. Если Вы не знаете, сколько учащихся не умеют обобщать, выделять главное, сравнивать, классифицировать, сколько в группе холериков, сколько сангвиников, флегматиков, меланхоликов, визуалов, аудиалов, кинестетиков, какая скорость реакции ответов, то вряд ли можно получить хороший результат от проделанной работы.

3. Проектирование урока. Что значит: «Проектирование урока»? Почему не планирование урока? Проведение урока по жесткому плану предполагает якобы обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, причем, предполагается, что это отклонение случается в результате именно недоработок преподавателя, вызванных «сопротивлением материала». Напротив, проект урока, а не жесткий план действий должен обеспечить, как и всякий проект, только наиболее вероятностное достижение целей. Проект урока принадлежит к инструментовке именно вариативного и личностно ориентированного образования, а план – оформлению отчетности по достижению определенной ступени в освоении ЗУНов. Значит, выражение «план урока» можно оставить в ХIХ – ХХ веках, а современный урок, урок ХХI века строится в соответствии с проектом. [1]

4 . Из чего складывается проектирование урока?
При подготовке к уроку главенствующими вопросами, стоящими перед преподавателем были и остаются: Для чего учить? Чему именно учить? Как учить?

— Первый этап проектирования урока — определение типа урока. Проектирование
открытого урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого этапа будет определение типа урока. Что понимается под типом урока? Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. Урок издавна был объектом классификации, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология отсутствует. Наиболее перспективной является следующая кассета типов уроков: урок изучения новых знаний; урок закрепления знаний; урок формирования (комплексного применения) ЗУН учащихся; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся; комбинированный урок. Подробно о каждом типе урок и его структуре смотрите в сборнике «Что должен знать преподаватель, готовящийся к аттестации».-М., 2002 (С.Г. Олокин, М.А. Усов).

— Второй этап проектирования урока — постановка целей урока. Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. Помните, что для уроков закрепления и в некоторых случаях, для уроков изучения нового материала, цели могут быть разными для разных учащихся в группе. Сформулированные цели урока необходимо представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт.

— Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока — представление целей системой задач. Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называют главными задачами. Давайте уточним, что есть цели, а что есть задачи. Цели – это конечный результат урока, а задачи – это шаги, при помощи которых идут и приходят к цели.

— Четвертый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Здесь примем во внимание, какими представлениями и знаниями учащиеся уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какими нормы, смыслы и убеждения у них сформированы.

— Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока. Теперь, исходя из поставленных главных задач, подберем метод обучения, адекватный этим задачам. При выборе метода не забывайте о психологических характеристиках и каналах восприятия учащихся. Таким образом, преподаватель, неизбежно взвесив все за и против, выберет оптимальный метод. Подробно о методах смотрите в брошюре С.Г. Олокина, М.А. Усов «Что должен знать преподаватель, готовящийся к аттестации».

— Шестой этап проектирования урока — отбор подходящей организационной формы.
обучения. Под организационной формой будем понимать организационную форму урока: лекция, практическое занятие, интегрированный урок и т.д. Формы урока могут быть организованы нетрадиционно: урок — КВН; урок — ток-шоу; урок — творческая лаборатория и т.д. Формы организации деятельности студентов фронтальная; индивидуальная; парная; групповая; коллективная.

— Седьмой важнейший этап – разработка структуры урока. На этом этапе будущий урок оформляется виде документа- плана или схемы. План урока – это начало творческого поиска, средство эффективности, реализация замыслов преподавателя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается группа, в котором проводится урок, тема урока и его тип, форма организации урока, триединая цель урока – ТЦУ, методы и средства обучения, уточняется структура урока, определяется примерная дозировка времени на различные виды работ, учитываются межпредметные связи ит.п. Структура урока должна соответствовать выбранному типу урока.

— Восьмой этап – содержательное наполнение урока. Здесь мы формируем тексты: что расскажем учащимся; что потребуем изучить самостоятельно; какие зададим вопросы; какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы; какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее); какую часть материала учащиеся могут освоить сами; где потребуется помощь преподавателя; что необходимо прочно запомнить; что использовать только для иллюстрации; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; какие приемы проверки успешности студентов применить; как будет проходить контроль и коррекция их учебной деятельности; каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты. Чтобы не загромождать план (схему) урока, все эти тексты лучше сделать отдельными модулями (на отдельных листах). При необходимости их можно легко заменить.

— Девятый этап проектирования урока – отбор средств обучения. Теперь следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение нам необходимо, чтобы наиболее эффектно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.

— Десятый этап урока – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать. Аккуратное исполнение этих этапов позволяет преподавателю спроектировать грамотный профессиональный, технологический урок. Но уроки – это еще и отношения людей. Многое здесь непроектируемо. Поэтому не следует пренебрегать подготовительными этапами, на которых даются психотехнические и имиджелогические рекомендации участникам урока.

— Одиннадцатый этап урока – подбор или изобретение подходящих приемов.
педагогической техники. Умелое применение продуманных и красивых приемов педагогической техники делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.

— Двенадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения. Не повредит музыка, в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта. Частью проекта урока является внешний облик преподавателя. Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты.

— Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план и ход урока на одном листе, дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение и представленное гостям урока. Для себя имейте план и ход урока с множеством отсылочных пометок, чтобы их поиск в реальном времени был оптимальным.

5. Обоснование проекта урока или слово преподавателю.
По окончании урока преподавателю как организатору открытого мероприятия предоставляется слово, в котором педагог раскрывает замысел урока, т.е. рассказывает о том, как был осуществлен урок, исходя из его проекта, т.е. дает обоснование выбранному проекту урока. Затем преподаватель отвечает на вопросы гостей и заслушивает мнения присутствующих об открытом уроке, что им больше всего понравилось, что они отметили взять для себя в качестве повышения педагогического мастерства, а также рекомендации, замечания и т.д.

Использованная литература:
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003
2. Поташник М.М, Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2004
3. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Academa, 2004
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 20

date18 мая, 2013