Художественно – эстетическое развитие детей в соответствии с ФГТ.

Автор: Кулебакина Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Промышленновский детский сад «Радуга», пгт. Промышленная, Кемеровская область.

О себе: в детском саду работаю 4 года. Главным в своей работе считаю сделать жизнь ребенка яркой и незабываемой. Поэтому нахожусь в постоянном поиске нестандартных идей. В свободное от работы время увлекаюсь декоративно-прикладным искусством.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
1. Физическое развитие
2. Познавательно-речевое развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Социально-личностное развитие

Сегодня нас с вами будет интересовать художественно-эстетическое развитие, в которое входят две образовательные области: музыка и художественное творчество.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение таких задач как развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.

Согласно требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущим принципом построения программы является принцип интеграции образовательных областей.
Так, образовательная область «Музыка» имеет следующую интеграцию:
• ОО «Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности)
• ОО «Здоровье» (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация)
• ОО «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи)
• ОО «Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества)
• ОО «Социализация» (формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу)
• ОО «Художественное творчество» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества)
• ОО «Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений)
• ОО «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной
Интеграция образовательной области «Художественное творчество» может быть следующей:
• ОО «Физическая культура» (развитие мелкой моторики)
• ОО «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни)
• ОО «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи)
• ОО «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества)
• ОО «Социализация» (формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»)
• ОО «Музыка» (использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)
• ОО «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)
• ОО «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности)
• ОО «Чтение художественной литературы» ( использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса)

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса:
1 часть — «Совместная деятельность взрослого и детей»;
2 часть — «Самостоятельная деятельность детей».
Образовательная область “Художественное творчество” в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием “продуктивная деятельность детей”. Она может быть представлена как:

Совместная деятельность с педагогом: опыты, дидактическая игра, организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, рассматривание, чтение, обыгрывание, коллективная работа, интегрированное занятие, изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр, экспериментирование, тематические досуги, проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей содержит: самостоятельную художественную деятельность, украшение личных предметов, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые), рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Так же может быть использована такая форма работы как совместная деятельность с семьей: конкурсы работ родителей и воспитанников, выставки детских работ, художественный досуг, дизайн помещений, участков, оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам.
Совместная деятельность взрослого детей в образовательной области «Музыка» может быть представлена как:
• Фронтальная музыкальная ОД: комплексные, тематические, традиционные
• Праздники и развлечения
• Игровая музыкальная деятельность: театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры
• Совместная деятельность взрослых и детей: театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли
• Индивидуальная музыкальная ОД: творческая ОД, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах
• Музыка в организованной деятельности других образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей заключается в создании соответствующей предметно-развивающей среды.

Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования науки РФ №655 от 23.11.2009г.
2. Методические рекомендации к составлению образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
3. Гриневич Т.И. «Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество»»
4. Огарева Е.Н. «Работаем в соответствии с ФГТ»

date18 мая, 2013