Основные приемы работы с терминами на уроках биологии.
Автор: Федорова Александра Константиновна, учитель биологии высшей категории МБОУ «Павловская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса Республика Саха (Якутия), Отличник образования РС(Я).
О себе: Я росла в семье простого труженика, где уважали труд, образованность. В маленькой деревне был культ учителя – самого умного, образованного, воспитанного человека. Учитель был примером для подражания. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что дали возможность учиться, отдавая все силы и последние сбережения, и сделать свой выбор в жизни. Не случайно я пошла по стопам старших сестер, пополнила династию учителей, вышла замуж за учителя и остаюсь верна этой профессии уже 35 лет! И сегодня могу смело сказать: это мое призвание, как говорится, — кто что знает, тем и хлеб добывает.
Почему выбрала химию и биологию? Химию я полюбила с младших классов, все было интересно, загадочно, нравилась логичность суждений. Например, зная строение веществ, можно предсказать их свойства, и наоборот. При изучении химии дается характеристика окружающей среды, что связывает ее с биологией. Биологические и экологические знания нужны человеку любой профессии. Биология занимает одно из первых мест в решении стоящих перед человечеством экологических проблем, в формировании ответственного отношения к окружающей среде, культуры мышления и поведения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил.
Надо любить свое дело, чтобы изо дня в день пытаться научить детей тому, что ты знаешь, суметь не только научить, но и развить желание учиться и постигать мир во всем многообразии. Труд учителя требует огромного терпения, чтобы благородно реагировать на глупые выходки ребят. Учитель помогает детям понять и найти себя, воспитать в себе силу, дарит часть своей души.
В сегодняшней школе при реализации проекта модернизации образования, задачи которого- качество, доступность, эффективность образования, учеба – не самоцель. Это задачи, которые ведут людей к успеху в жизни, поэтому люди должны быть конкурентоспособны. И, в общем, образование должно быть практичным в широком смысле слова. Люди, которые получили образование, должны быть более успешными. Успешный человек – это не только тот, кто зарабатывает много денег. Это человек, который доволен собой, который приумножает успехи, не только свои личные, но и успехи общества, и успехи всей страны. Но в огромной степени эти возможности достигаются с помощью образования. Поэтому учеба – это путь к успеху.
Мне кажется, что моя жизнь и профессиональная деятельность не противоречат друг другу, они составляют одно гармоничное целое. Потому что жизнь — это и есть отношение человека к себе, людям, к миру. Это мой выбор, потому что, сделанное по принуждению – не дело. С этим мне легче идти по жизни, продолжать свой путь, любя и принимая мир таким, какой он есть.
Немаловажное значение в усвоении общебиологических понятий имеет работа с терминами. Прежде необходимо четко определить, что такое термин и в каких соотношениях находится он с понятием. Общепринято термином называть слово или словосочетание, призванное четко определить, что такое термин и в каких соотношениях находится он с понятием.
Ученые определили две функции термина: номинативную, отражающую название понятия, и функцию, отражающую содержание понятия. Принимая во внимание эти функции, в терминологической работе очень важно выяснять смысл термина (семантику), который, как правило, включает основное содержание понятия, обозначаемого данным термином.
Наиболее часто применяются такие приемы работы с терминами:
1) Неоднократное произнесение учителем вслух терминов иностранного происхождения, запись их на доске, задание учащимся сделать такую же запись в тетрадях.
2) Работа, направленная на усвоение ребятами орфографии новых терминов.
3) Индуктивный и дедуктивный путь введения новых терминов.
4) Выяснение этимологии (происхождения) и семантики термина.
5) Тренировочные упражнения в соотнесении термина с понятием.
6) Морфологический и фонетический анализ.
7) Практикование употребления терминов в различных учебных ситуациях и др.
Специально организованная учителем терминологическая работа способствует более качественному усвоению учащимися тех понятий, которые обозначены определенными терминами, и более прочному удержанию самих терминов в памяти учащихся.
В практике работы я использую одну и ту же тетрадь для записей на уроке и дома (заполнение таблиц, составление схем, зарисовки, планов, конспектов, решение задач) и для ведения словаря биологических терминов (выделяется несколько страниц в конце тетради).
Для систематизации работы с терминами я выделила по разделам биологии основные термины.
Основные термины по разделу «Растения».
№ блока | Тема | Всего терминов | Кол-во карточек |
1 | Общее знакомство с растениями | 16 | 11 |
2 | Клеточное строение растений | 5 | 11 |
3 | Органы цветковых растений | 14 | 11 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 10 | 11 |
5 | Основные отделы царства растений | 7 | 11 |
6 | Историческое развитие растительного мира на Земле | 6 | 11 |
7 | Царство Бактерии | 8 | 11 |
8 | Царство Грибы.Лишайники | 5 | 11 |
9 | Природные сообщества | 5 | 11 |
Всего |
76 |
Таким же образом выделены термины по разделам «Животные. Человек. Общая биология». Тогда сводная таблица выглядит так:
Основные термины по курсу биологии.
№ | Название раздела | Всего терминов |
1 | Растения | 76 |
2 | Животные | 122 |
3 | Человек | 165 |
4 | Общая биология | 151 |
Итого | 514 |
Получается огромное количество терминов, которые ученик должен усвоить, запомнить, обьяснить и применить на практике .
Я хочу остановиться на вопросе об организации и методики проведения работы с научными терминами на уроках биологии.
Запоминание и усвоение биологических терминов проходит успешнее, если они чаще повторяются, чаще воспроизводятся учащимися. И здесь очень важно, чтобы это повторение было не механическим. Новые для учащихся термины должны неоднократно повторяться на уроке, на последующих уроках в ходе проверки знаний, изучения нового материала и его закрепления, в процессе выполнения самостоятельных классных и домашних заданий.
В работе могут быть использованы разные приемы, и среди них терминологические диктанты. Например, в любом порядке выписываются биологические термины, знание которых проверяется (10-15 терминов). Против каждого термина поставить его условный шифр. Далее учитель в строго намеченном порядке зачитывает определения этих понятий. Учащиеся должны определить, к какому из написанных терминов они относятся, и в строчку записать их цифры (или буквы). Данный прием может быть применен на начальном этапе усвоения материала и позволяет проверить связь с их определением.
Такую работу можно провести, например, по курсу анатомии и физиологии человека
Блок 4 «Внутренняя среда организма».
Термины | В-1 | В-2 |
Эритроцит | 1 | А |
Лейкоцит ( фагоцит) | 2 | Б |
Тромбоцит | 3 | В |
Фагоцитоз | 4 | Г |
Гемоглобин | 5 | Д |
Фибриноген | 6 | Е |
Фибрин | 7 | Ж |
Иммунитет | 8 | З |
Антигены | 9 | И |
Антитела | 10 | К |
Сыворотка | 11 | Л |
Вакцина («коровьи») | 12 | М |
Прививка | 13 | Н |
Донор | 14 | О |
Реципиент | 15 | П |
Резус- фактор | 16 | Р |
При изучении темы: «Строение глаза», в виде закрепления предлагается задание: ответить на вопросы :
1) Укажите по порядку, через какие части глаза идет свет?
2) Какая оболочка глаза играет главную роль в его питании?
3) Укажите, в каких частях происходит преломление?
4) В какой части глаза находятся зрительные рецепторы? и т.д. (Каждая часть глаза имеет определенное обозначение – код, который записывается в тетрадях).
Самым распространенным приемом соотнесения термина с понятием является такой, когда учащимся предлагается сделать схематический рисунок части или целого организма растения или животного и подписать их. Так, например, в VIII классе при изучении строения сердца после объяснения и показа учителем учащимся дается задание: начертить схему строения сердца, строго соблюдая пропорции в размерах предсердий и желудочков и в толщине их стенок, и обозначить части и сосуды сердца.
В VIII классе на обобщающем уроке по теме «Рыбы» предлагается рассмотреть рисунок 119 на стр. 157 и выписать в указанном порядке названия органов рыбы.
Возможен и другой пример. На обобщающем уроке в X классе по теме «Клетка» записывается целый ряд терминов: мембрана, углевод, цитоплазма, рибосомы, белок, ядро, жир, минеральные вещества, эндоплазматическая сеть, митохондрии, вода. Учащимся предлагается подчеркнуть одной чертой термины, относящиеся к составу клетки. В ходе выполнения задания учащиеся не только еще раз вспоминают эти термины, усваивают их орфографию, но и сопоставляют их с соответствующими им понятиями, что в конечном счете способствует более качественному усвоению понятий «строение клетки» и «состав клетки».
Или такой прием. В VII классе по теме «Размещение и развитие птиц» после изучения строения яйца птицы предлагается игра-упражнение «Проставь пропущенные слова».
Одним из приемов терминологической работы – работа с таблицей, которая способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.
В ходе закрепления материала или проверки знаний учащимся чаще следует предлагать вопросы и задания, требующие выявления смыслового значения терминов или даже целых выражений. Например: учащимся 10 класса можно предложить ответить на такой вопрос: «Какой смысл вкладывал Ч. Дарвин в выражение «борьба за существование» и т.п.
Можно организовать работу с терминами с использованием ИКТ. В своей практике я начала составление электронного пособия, где дается определение термина и приводится пример
Важной стороной овладения научной терминологией является логическая схема подачи учебного материала. Поэтому часто встает вопрос о месте введения новых терминов. В литературе встречаются разные рекомендации:
1) Введение термина на начальном этапе восприятия нового понятия.
2) Подвести учащихся к осознанию значения терминов от частных примеров.
3) Термин вводится только после полного раскрытия сущности явления, как итог работы учителя и учащихся.
Работа с биологическими терминами дает положительный результат только в том случае, когда она проводится в системе, ненавязчиво, в сочетании с другими методами и приемами на уроке. Конечно, совершенно невозможно такую работу проводить с каждым термином, поэтому учитель должен заранее выделить ведущие понятия урока и соответствующие им термины и спланировать приемы работы с ними.
Список использованной литературы:
1. Муртазин Г.М. Функции современного урока биологии, Биология в школе
2.Пакулова В.М. Работа стерминами на уроках биологии, М,Просвещение, 1990
3.Левина М.м., Блиновская О.В. Дидактические условия, споосбствующие усвоению учащимися биологических понятий, Биология в школе
4. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины , М, Просвещение
5. Козлова Т.А. Биология в таблицах,М., Дрофа, 2007
6.Пономарева И.Н. и др. Учебники по курсу Растения.Животные, Человек М, Вентан-Граф, 2004-09
7.Каменский А.А. и др Учебник Общая биология,М, Дрофа, 2008
Related Posts via Categories
