Информационная карта программы «Родничок».
Автор: Ямилева Марина Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, ДОУ «Буратино» п. Чульман, Республика Саха(Якутия).
О себе: стаж работы с детьми 30 лет. Тема самообразования «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей ». Мой девиз — «Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет». Я хочу оставаться успешным профессионалом, поэтому стараюсь постоянно искать что-то новое, так как все свои силы, знания, которые я приобретаю год за годом, я направляю на развитие каждого ребёнка. Очень хочется верить, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. И если каждый из моих воспитанников станет успешной личностью — это и будет залогом моего профессионального мастерства. И это главное!
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная.
Возрастная направленность: средняя группа, старший дошкольный возраст.
Продолжительность реализации программы: три года.
Методическое сопровождение:
* Справочная литература
* Книги-пособия
* Иллюстративный материал (видеозаписи, презентационный материал)
* дидактический материал
* Художественная литература
* Авторские программы по краеведению
Пояснительная записка:
Пройдут годы, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее. И поэтому очень важно уделить должное внимание воспитанию чувства патриотизма, воспитанию личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет сознание личной ответственности за свою Родину. Уважение к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний об общественной жизни, труде людей на благо страны, природе, народных традициях. Без знания истории своего рода, соотношения с историей того места, где он живет, ребенку трудно осознать, понять слово «Родина».
Поэтому важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, не уделено должного внимания региональному компоненту, в связи с этим возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана программа «Родничок» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с северным краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
— развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине
— формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.)
— Формировать знания о коренном населении (эвены,эвенки,юкагиры,долганы ), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
-Воспитывать любовь к родному краю, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое о его истории.
— просвещать молодых родителей через детей, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного края.
Ожидаемые результаты:
1.Сформировать положительное отношение к родному краю.
2.Создать достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к изучению в будущем.
3.Воспитывать активное отношение к окружающей жизни.
4.Развивать искреннее чувство любви к родным местам.
5.Сформировать собственное отношение к явлениям общественной жизни.
6.Воспитывать бережное отношение к природе.
7.Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи..
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии.
Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества.
Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), музыкальные игры.
Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные досуги.
К данной программе разработан материал:
— тематический план работы на три года;
— содержание предметно-развивающей среды;
— подобран фото-, презентационный материал по данной теме;
— методический материал по работе с родителями.
Тематический план работы (средняя группа).
№ |
Тема занятия |
|
сентябрь |
1 |
Диагностика |
2 |
Я среди других людей |
3 |
Мы все разные |
4 |
Рисование на воздушных шарах своего портрета. |
октябрь | |
1 |
Семья в куче – не страшна и туча. |
2 |
Где работают мои близкие родственники. |
3 |
Любимые занятия моей семьи. |
4 |
рисование «Моя семья». |
ноябрь | |
1 |
Экскурсия по детскому саду. |
2 |
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду. |
3 |
Целевая прогулка по району, где расположен детский сад . |
4 |
Коллективная аппликация «мой любимый детский сад» |
декабрь | |
1 |
Мой родной поселок |
2 |
Составление рассказа «из окна, из окна наша улица видна» |
3 |
Целевая прогулка по близлежащим улицам поселка |
4 |
Конструирование (коллективное) «Улицы нашего поселка» |
январь | |
1 |
Просмотр мультфильма «Непослушный медвежонок» |
2 |
Знакомство с детским журналом «Колокольчик» |
февраль | |
1 |
Мы живем в Якутии |
2 |
Одежда жителей Севера |
3 |
Северный олень. Чтение рассказа А.Некрасова «Олешки» |
4 |
Аппликация с использованием национального орнамента |
март | |
1 |
Дом, дом открой свою тайну |
2,3 |
Устное народное творчество народов Севера. |
4 |
Игры народов Севера |
апрель | |
1 |
Наша Родина Россия |
2 |
Знакомство с русским национальным костюмом |
3 |
Славна богатырями земля русская |
4 |
Народные игрушки. Рисование «Укрась сарафан матрешке». |
май | |
1,2 |
Русское народное устное творчество |
3 |
Русский пряник. Посиделки «мы за чаем не скучаем» |
4 |
Диагностика |
Старшая группа.
№ |
Тема занятия |
|
сентябрь |
1 |
Диагностика |
2 |
«Земля – наш общий дом» |
3 |
Беседа «Якутия – мой край родной» |
4 |
Жизнь людей на Севере |
октябрь | |
1 |
Чульман — любимый поселок мой |
2 |
Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее поселка» |
3 |
Знакомство с символикой поселка. Рисование «Мой любимый поселок» |
4 |
Просмотр видеофильма о Чульмане с последующей беседой |
ноябрь | |
1,2 |
Жанры якутского фольклора |
3 |
Практическая работа по созданию книжки по устному творчеству. |
4 |
Ознакомление с природой Якутии. Растения. |
декабрь | |
1 |
Ознакомление с природой Якутии. Животные. |
2 |
Птицы Якутии. Легенда о птице «Стерх». |
3 |
Рисование «Обитатели тайги». Составление альбома «Природа Якутии» |
4 |
Якутский Дед Мороз и Снегурочка |
январь | |
1 |
Национальная одежда якутов |
2 |
Знакомство с орнаментом. Украшение предметов одежды элементами якутских узоров. |
3 |
Игра «Куклы наряжаются». Сравнение русской и якутской национальной одежды. |
февраль | |
1 |
Быт якутского народа. Деревянная посуда. |
2 |
Чороны. |
3 |
Изделия из бересты. Косторезное искусство Якутии. |
4 |
Кузнечный промысел и ювелирное дело |
март | |
1 |
Якутский священный столб – СЭРГЭ. Изготовление книжной закладки в виде СЭРГЭ |
2 |
Народное песенное творчество |
3 |
Хомус |
4 |
Знакомство с писателями Якутии. |
1 |
Скотоводство |
2 |
Охотничий промысел у якутов |
3 |
Рыболовство |
4 |
«Про слонов лохматых и северных – мамонтов» |
май | |
1 |
Кумысное празднество – ЫСЫАХ |
2 |
Итоговая НОД «Знатоки родного края» |
3 |
Диагностика |
Подготовительная группа.
№ |
Тема занятия |
|
сентябрь |
1 |
Диагностика |
2 |
Я, ты, он, она – вместе дружная семья. |
3 |
Якутия – край, в котором мы живем. Столица г.Якутск. |
4 |
Символы Якутии (флаг,герб, гимн). |
|
октябрь |
1 |
Обитатели якутской тайги. Поверья якутов, связанные с животными. Байанай –дух-хозяин леса |
2 |
Времена года. Как предсказать погоду по народным приметам. Пословицы и поговорки о природе. |
3 |
Заповедные места нашего края (заповедники Якутии) |
4 |
Знакомство с красной книгой Якутии |
|
ноябрь |
1 |
Жанры якутского фольклора |
2,3 |
Знакомство с героическим эпосом «Олонхо» |
4 |
Якутские загадки и сказки о животных. Чтение сказки «Волк и лиса» |
|
декабрь |
1 |
«У камелька» |
2 |
Хранитель очага-дух огня. |
3 |
Аппликация «Дух огня» |
|
январь |
1 |
«По просторам Севера» познавательная игра-путешествие. Чтение сказки «Как появились разные народы». |
|
Эвены, уклад их жизни. Приметы и поговорки эвенков |
2 |
Эвенкийские предания, обряды, почитание медведя |
|
февраль |
1 |
Эвенкийские народные танцы, литература. |
2 |
Малочисленные народности – долганы |
3 |
Долганская литература. Произведения Евдокии Егоровны Аксеновой |
4 |
Юкагиры. Юкагирские сказки. |
|
март |
1 |
Чукчи. |
2 |
Что такое чукотские мифы? Чтение чукотских мифов |
3 |
Игры и игрушки детей народов Севера |
4 |
Спортивный праздник «Игры народов Севера» |
|
апрель |
1 |
Полезные ископаемые Якутии |
2 |
Уголь-главное богатство нашего района |
3 |
Творческая мастерская «Угольный разрез» |
4 |
Страницы истории и культуры Чульмана |
|
май |
1 |
Рассказ «Участие республики в Великой Отечественной войне |
2 |
Составление рассказа на развитие творчества, фантазии о своем месте в жизни поселка «Когда я вырасту большим..» |
3 |
КВН «Если ты полюбишь север, не забудешь никогда» |
4 |
Диагностика |