Информационная карта программы «Родничок».

Автор: Ямилева Марина Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, ДОУ «Буратино» п. Чульман, Республика Саха(Якутия).

О себе: стаж работы с детьми 30 лет. Тема самообразования «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей ». Мой девиз — «Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет». Я хочу оставаться успешным профессионалом, поэтому стараюсь постоянно искать что-то новое, так как все свои силы, знания, которые я приобретаю год за годом, я направляю на развитие каждого ребёнка. Очень хочется верить, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. И если каждый из моих воспитанников станет успешной личностью — это и будет залогом моего профессионального мастерства. И это главное!

Тип программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная.
Возрастная направленность: средняя группа, старший дошкольный возраст.
Продолжительность реализации программы: три года.
Методическое сопровождение:
* Справочная литература
* Книги-пособия
* Иллюстративный материал (видеозаписи, презентационный материал)
* дидактический материал
* Художественная литература
* Авторские программы по краеведению
Пояснительная записка:
Пройдут годы, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее. И поэтому очень важно уделить должное внимание воспитанию чувства патриотизма, воспитанию личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет сознание личной ответственности за свою Родину. Уважение к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний об общественной жизни, труде людей на благо страны, природе, народных традициях. Без знания истории своего рода, соотношения с историей того места, где он живет, ребенку трудно осознать, понять слово «Родина».

Поэтому важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, не уделено должного внимания региональному компоненту, в связи с этим возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана программа «Родничок» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с северным краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
— развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине
— формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.)
— Формировать знания о коренном населении (эвены,эвенки,юкагиры,долганы ), их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
-Воспитывать любовь к родному краю, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое о его истории.
— просвещать молодых родителей через детей, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного края.

Ожидаемые результаты:
1.Сформировать положительное отношение к родному краю.
2.Создать достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к изучению в будущем.
3.Воспитывать активное отношение к окружающей жизни.
4.Развивать искреннее чувство любви к родным местам.
5.Сформировать собственное отношение к явлениям общественной жизни.
6.Воспитывать бережное отношение к природе.
7.Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи..

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии.
Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества.
Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), музыкальные игры.
Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные досуги.

К данной программе разработан материал:
— тематический план работы на три года;
— содержание предметно-развивающей среды;
— подобран фото-, презентационный материал по данной теме;
— методический материал по работе с родителями.

Тематический план работы (средняя группа).

Тема занятия

 

сентябрь

1

Диагностика

2

Я среди других людей

3

Мы все разные

4

Рисование на воздушных шарах своего портрета.
                                                            октябрь

1

Семья в куче – не страшна и туча.

2

Где работают мои близкие родственники.

3

Любимые занятия моей семьи.

4

рисование «Моя семья».
                                                         ноябрь

1

Экскурсия по детскому саду.

2

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

3

Целевая прогулка по району, где расположен детский сад .

4

Коллективная аппликация «мой любимый детский сад»
                                                      декабрь

1

Мой родной поселок

2

Составление рассказа «из окна, из окна наша улица видна»

3

Целевая прогулка по близлежащим  улицам поселка

4

Конструирование (коллективное) «Улицы нашего поселка»
                                                   январь

1

Просмотр мультфильма «Непослушный медвежонок»

2

Знакомство с детским журналом «Колокольчик»
                                                   февраль

1

Мы живем в Якутии

2

Одежда жителей Севера

3

Северный олень. Чтение рассказа А.Некрасова «Олешки»

4

Аппликация с использованием национального орнамента
                                                      март

1

Дом, дом открой свою тайну

2,3

Устное народное творчество народов Севера.

4

Игры народов Севера
                                                   апрель

1

Наша Родина Россия

2

Знакомство с русским национальным костюмом

3

Славна богатырями земля русская

4

Народные игрушки. Рисование «Укрась сарафан матрешке».
                                                     май

1,2

Русское народное устное творчество

3

Русский пряник. Посиделки «мы за чаем не скучаем»

4

Диагностика

Старшая группа.

Тема занятия

 

сентябрь

1

Диагностика

2

«Земля – наш общий дом»

3

Беседа «Якутия – мой край родной»

4

Жизнь людей на Севере
                                                                октябрь

1

Чульман — любимый поселок мой

2

Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее поселка»

3

Знакомство с символикой поселка. Рисование «Мой любимый поселок»

4

Просмотр видеофильма о Чульмане с последующей беседой
                                                                ноябрь

1,2

Жанры якутского фольклора

3

Практическая работа по созданию книжки по устному творчеству.

4

Ознакомление с природой Якутии. Растения.
                                                               декабрь

1

Ознакомление с природой Якутии. Животные.

2

Птицы Якутии. Легенда о птице «Стерх».

3

Рисование «Обитатели тайги». Составление альбома «Природа Якутии»

4

Якутский Дед Мороз и Снегурочка
                                                            январь

1

Национальная одежда якутов

2

Знакомство с орнаментом. Украшение предметов одежды элементами якутских узоров.

3

Игра «Куклы наряжаются». Сравнение русской и якутской национальной одежды.
                                                          февраль

1

Быт якутского народа. Деревянная посуда.

2

Чороны.

3

Изделия из бересты. Косторезное искусство Якутии.

4

Кузнечный промысел и ювелирное дело
                                                           март

1

Якутский священный столб – СЭРГЭ. Изготовление книжной закладки в виде СЭРГЭ

2

Народное песенное творчество

3

Хомус

4

Знакомство с писателями Якутии.

1

Скотоводство

2

Охотничий промысел у якутов

3

Рыболовство

4

«Про слонов лохматых и северных – мамонтов»
                                                     май

1

Кумысное празднество – ЫСЫАХ

2

Итоговая НОД «Знатоки родного края»

3

Диагностика

Подготовительная группа.

Тема занятия

 

сентябрь

1

Диагностика

2

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

3

Якутия – край, в котором мы живем. Столица г.Якутск.

4

Символы Якутии (флаг,герб, гимн).

                                                               октябрь

1

Обитатели якутской тайги. Поверья якутов, связанные с животными. Байанай –дух-хозяин леса

2

Времена года. Как предсказать погоду по народным приметам. Пословицы и поговорки о природе.

3

Заповедные места нашего края (заповедники Якутии)

4

Знакомство с красной книгой Якутии

                                                              ноябрь   

1

Жанры якутского фольклора

 2,3

Знакомство с героическим эпосом «Олонхо»

4

Якутские загадки и сказки о животных. Чтение сказки «Волк и лиса»

                                                           декабрь

1

«У камелька»

2

Хранитель очага-дух огня.

3

Аппликация «Дух огня»

                                                         январь

1

«По просторам Севера»  познавательная игра-путешествие. Чтение сказки «Как появились разные народы».

Эвены, уклад их жизни. Приметы и поговорки эвенков

2

Эвенкийские предания, обряды, почитание медведя

                                                          февраль

1

Эвенкийские народные танцы, литература.

2

Малочисленные народности – долганы

3

Долганская  литература. Произведения Евдокии Егоровны Аксеновой

4

Юкагиры. Юкагирские сказки.

                                                         март

1

Чукчи.

2

Что такое чукотские мифы? Чтение чукотских мифов

3

Игры и игрушки детей народов Севера

4

Спортивный праздник «Игры народов Севера»

                                                     апрель

1

Полезные ископаемые Якутии

2

Уголь-главное богатство нашего района

3

Творческая мастерская «Угольный разрез»

4

Страницы истории и культуры Чульмана

                                                       май

1

Рассказ «Участие республики в Великой Отечественной войне

2

Составление рассказа на развитие творчества, фантазии о своем месте в жизни поселка  «Когда я вырасту большим..»

3

КВН «Если ты полюбишь север, не забудешь никогда»

4

Диагностика