Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация букв «б – д» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».

Автор: Столбихина Марина Васильевна, учитель-логопед II квалификационной категории МБОУ СОШ № 26 г. Иркутска.

О себе: Стаж логопедической работы 20 лет. Люблю читать книги на исторические темы, разгадывать кроссворды, кататься на лыжах. Главная задача моей работы: коррекция дефектов устной и письменной речи младших школьников, формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

Цель:
1. Закрепить знания о буквах б – д;
2. Научить сравнивать буквы б – д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками;
3. Учить дифференцировать буквы б – д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
4. Учить детей грамматическому оформлению предложений;
5. Развивать пространственные и кинетические представления.

Оборудование:
Слоговая таблица для чтения, рисунки-символы белочка и дятел, индивидуальные карточки на дифференциацию б – д в словах, предложениях; деформированный текст пословицы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет 2 слова – одно начинается на звук «б», другое на звук «д».

II. Основная часть.
1. Сегодня у нас в гостях белка и дятел. Они подскажут вам тему занятия.
— Кто догадался, о каких буквах будем говорить? (о буквах б – д)
— Вспомним, чем похожи и чем различаются по начертанию буквы б – д?
(похожи овалами; различаются — хвостиками, у «б» — вверх, у «д» — вниз)
— Кто помогает вам правильно писать буквы? (белочка, дятел).

2.На доске слоговые таблицы. Читают хором.
ба – да ды – би дад – бад
бу – ду до – бо боб – буд
— «Загадочные слоги» — чтобы их прочитать, надо вернуть элементы букв б – д на место . (обратите внимание на точки, они помогут вам в этом).
. . . .
оа оо оа оу ооо оуо
. . . .
3. Работа в тетрадях. Записали, число тему занятия б – д. (сразу выделим «хвостики» у букв; б – коричневым цветом; д – простым карандашом)

— в тетрадях образцы в виде цепочек из букв. Надо дописать по образцу:
б д б б о о о о
д б б д о о о о
хвостики б – д обводим карандашами.

— работа по карточкам; вставить в слова пропущенные буквы б – д. Слова записать, у букв обводим «хвостики».
. ант, . азар, . ушно и т.д.

Затем дети читают слова по цепочке.

Пальцевая гимнастика.

4. На доске таблица словосочетаний, с пропущенными буквами б – д. Один ученик читает, а остальные слушают и поднимают соответствующую картинку – белка, дятел.
Голу . ой . ант и т.д.

5. Работа с текстом.
— Продолжаем работу в тетрадях.
Взяли карточки с предложениями.
Надо восстановить текст, т.е. вставить пропущенные б – д, прочитать текст и проставить перед каждым предложением его номер, т.е. что было в начале, что было потом. Работу выполняем в карточках.
Сделали – проверяем.
— В тетради записать.

6. Собери из слов пословицу. Объясни её значение.
— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

III. Итог занятия.
— Чем занимались на занятии?
— Какие буквы учились различать?
— Кто помогал вам в этом?

Использованная литература:
1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., 1999
2. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991