Конспект урока русского языка на тему: «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже» (4 класс).

Автор: Чулкова Альфия Агзамовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Большеключинская СОШ Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

О себе: стаж работы – 39 лет, люблю читать современную литературу, увлекаюсь выращиванием цветов, домоводством. Моё педагогическое кредо: дарить детям радость труда, пробуждать чувство собственного достоинства, любовь к русскому языку.

Цели:
— формировать умение определять окончания имён существительных в предложном падеже;
— работать над развитием устной и письменной речи;
— вырабатывать внимание, самостоятельность;
— воспитывать культуру учебного труда и бережное отношение к животным.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно писать.

Сейчас урок русского языка. Откроем тетради, запишем число.
1) Начнём с чистописания: Пп .
2) Словарная работа. Я загадаю загадки, отгадки запишем в тетрадь.

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)

Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)

Пришёл Яшка – белая рубашка.
Где он пробегает – ковром устилает. (Снег)

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы. (Месяц)

А в санях сидит царица,
Белоноса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)

Гуляю, где хочу:
По лесу, по полю кручу;
На всех ворчу.
Снегом засыпаю, следы заметаю. (Метель)

Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Найти в этих словах орфограммы, определить склонение имён существительных.
О каком времени глагола напомнили эти слова?

3) Запишем предложение о зиме.

Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
(Разобрать предложение по членам и частям речи).

Определите падеж имени существительного в воздухе.
Познакомимся с правописанием окончаний имён существительных в предложном падеже в 1, 2, 3 склонении и будем учиться правильно писать эти окончания в разных текстах. Вспомним падежи имён существительных. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Послушайте стихотворение о предложном падеже (читает ученик).
Я падеж предложный
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги.
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и е, и при.
Ты их случайно не сотри.
Тогда смогу я рассказать:
О чём мечтать и в чём гулять.
(Предложный падеж употребляется всегда с предлогом.Название падежу дал учёный М. В. Ломоносов).

2. Формирование новых знаний.
1) Работа по таблице на доске: дети работают по таблице.
Предложный падеж.
О ком? О чём? Где? Предлоги: о, об, в, на, при

Физкультминутка.

2) Прочитайте отрывок из стихотворения (напечатан на карточке, карточки на каждой парте):

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. (З. Н.Александрова)

Найдите имя существительное в предложном падеже, определите склонение.
На таблице открывается окончание:
1 склонение 2 склонение 3 склонение
е

Прочитаем следующий отрывок из стихотворения (на карточке):

На заборе, на крылечке, всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка — всюду снега намело.
Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. (Е.Трутнева)

Найдите имена существительные в предложном падеже, определите склонение.
На таблице открывается ещё одно окончание:

1 склонение 2 склонение 3 склонение
е                          е

Прочитаем предложение о зиме (на карточке).

На белой скатерти полей
Снежинки весело искрятся.

На таблице открываются окончания:

1 склонение 2 склонение 3 склонение
е                          е                                и

3) Работа по таблице на доске: учитель обобщает выводы об окончаниях в предложном падеже, учащиеся повторяют.

4) Знакомство с правилом об окончаниях в предложном падеже в учебнике (чтение).

5) Работа по учебнику: упр.215 выписать имена существительные в предложном падеже.
На дороге, на крыльце, на ступеньке, на ладони.
(объяснить правописание окончаний).

Физкультминутка.

3. Закрепление пройденного материала.

1) Дописать окончания имён существительных:
Холодно и голодно бедняжк…
Вот он робко вышел из нор…
В голубом заснеженном овражк…
Поглодал осиновой кор… .
( О ком идёт речь?О зайце)
— Зимой животным холодно и голодно. Птицам и животным нужна помощь. Их нужно беречь и охранять. Как им можно помочь? Назовите дописанные окончания, объясните их правописание.

2) Спишите, вставляя пропущенные окончания (задание на доске):
На рек…, в декабр…, на вод…, в болот…, на доск…, в ящик…, на пристан…, в печк…, на машин…, о помощ…, о дружб… .

Объяснить правописание окончаний.

3) Напишем сочинение – миниатюру о зиме, используя опорные слова, предложенные на карточках. Они оформлены рисунком зимнего пейзажа, выполненного учениками.
(Дети пишут сочинение под музыкальное сопровождение).

4. Итог урока.

-Чему мы научились на уроке? Назовите окончания имён существительных в предложном падеже 1, 2, 3 склонений.
Выставление оценок.

5. Домашнее задание: дописать сочинение — миниатюру.

Использованная литература:
1. Книга для учителя. М., Просвещение, 1994 г.
2. Т. Г. Рамзаева« Русский язык», учебник, 4 класс, 2003 г.
3. Дидактический материал. Русский язык. Тренинговые карточки. 1-4 классы, Издательство «Учитель», 2003 г.
4. Поурочные разработки к учебникамРамзаевой Т. Г. И Поляковой А. В. – М. Вако, 2004 г.
5. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса.
6. Отрывки из стихотворений З. Н. Александровой и Е. Трутневой.