Конспект урока русского языка на тему: «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже» (4 класс).
Автор: Чулкова Альфия Агзамовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Большеключинская СОШ Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
О себе: стаж работы – 39 лет, люблю читать современную литературу, увлекаюсь выращиванием цветов, домоводством. Моё педагогическое кредо: дарить детям радость труда, пробуждать чувство собственного достоинства, любовь к русскому языку.
Цели:
— формировать умение определять окончания имён существительных в предложном падеже;
— работать над развитием устной и письменной речи;
— вырабатывать внимание, самостоятельность;
— воспитывать культуру учебного труда и бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно писать.
Сейчас урок русского языка. Откроем тетради, запишем число.
1) Начнём с чистописания: Пп .
2) Словарная работа. Я загадаю загадки, отгадки запишем в тетрадь.
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)
Пришёл Яшка – белая рубашка.
Где он пробегает – ковром устилает. (Снег)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы. (Месяц)
А в санях сидит царица,
Белоноса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
Гуляю, где хочу:
По лесу, по полю кручу;
На всех ворчу.
Снегом засыпаю, следы заметаю. (Метель)
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Найти в этих словах орфограммы, определить склонение имён существительных.
О каком времени глагола напомнили эти слова?
3) Запишем предложение о зиме.
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
(Разобрать предложение по членам и частям речи).
Определите падеж имени существительного в воздухе.
Познакомимся с правописанием окончаний имён существительных в предложном падеже в 1, 2, 3 склонении и будем учиться правильно писать эти окончания в разных текстах. Вспомним падежи имён существительных. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Послушайте стихотворение о предложном падеже (читает ученик).
Я падеж предложный
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги.
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и е, и при.
Ты их случайно не сотри.
Тогда смогу я рассказать:
О чём мечтать и в чём гулять.
(Предложный падеж употребляется всегда с предлогом.Название падежу дал учёный М. В. Ломоносов).
2. Формирование новых знаний.
1) Работа по таблице на доске: дети работают по таблице.
Предложный падеж.
О ком? О чём? Где? Предлоги: о, об, в, на, при
Физкультминутка.
2) Прочитайте отрывок из стихотворения (напечатан на карточке, карточки на каждой парте):
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. (З. Н.Александрова)
Найдите имя существительное в предложном падеже, определите склонение.
На таблице открывается окончание:
1 склонение 2 склонение 3 склонение
е
Прочитаем следующий отрывок из стихотворения (на карточке):
На заборе, на крылечке, всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка — всюду снега намело.
Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. (Е.Трутнева)
Найдите имена существительные в предложном падеже, определите склонение.
На таблице открывается ещё одно окончание:
1 склонение 2 склонение 3 склонение
е е
Прочитаем предложение о зиме (на карточке).
На белой скатерти полей
Снежинки весело искрятся.
На таблице открываются окончания:
1 склонение 2 склонение 3 склонение
е е и
3) Работа по таблице на доске: учитель обобщает выводы об окончаниях в предложном падеже, учащиеся повторяют.
4) Знакомство с правилом об окончаниях в предложном падеже в учебнике (чтение).
5) Работа по учебнику: упр.215 выписать имена существительные в предложном падеже.
На дороге, на крыльце, на ступеньке, на ладони.
(объяснить правописание окончаний).
Физкультминутка.
3. Закрепление пройденного материала.
1) Дописать окончания имён существительных:
Холодно и голодно бедняжк…
Вот он робко вышел из нор…
В голубом заснеженном овражк…
Поглодал осиновой кор… .
( О ком идёт речь?О зайце)
— Зимой животным холодно и голодно. Птицам и животным нужна помощь. Их нужно беречь и охранять. Как им можно помочь? Назовите дописанные окончания, объясните их правописание.
2) Спишите, вставляя пропущенные окончания (задание на доске):
На рек…, в декабр…, на вод…, в болот…, на доск…, в ящик…, на пристан…, в печк…, на машин…, о помощ…, о дружб… .
Объяснить правописание окончаний.
3) Напишем сочинение – миниатюру о зиме, используя опорные слова, предложенные на карточках. Они оформлены рисунком зимнего пейзажа, выполненного учениками.
(Дети пишут сочинение под музыкальное сопровождение).
4. Итог урока.
-Чему мы научились на уроке? Назовите окончания имён существительных в предложном падеже 1, 2, 3 склонений.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание: дописать сочинение — миниатюру.
Использованная литература:
1. Книга для учителя. М., Просвещение, 1994 г.
2. Т. Г. Рамзаева« Русский язык», учебник, 4 класс, 2003 г.
3. Дидактический материал. Русский язык. Тренинговые карточки. 1-4 классы, Издательство «Учитель», 2003 г.
4. Поурочные разработки к учебникамРамзаевой Т. Г. И Поляковой А. В. – М. Вако, 2004 г.
5. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса.
6. Отрывки из стихотворений З. Н. Александровой и Е. Трутневой.