Конспект открытого урока по теме «Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова».
Автор: Дремлюга Надежда Владимировна, учитель истории высшей квалификационной категории МСКОКУ СКОШ VIII вида городского округа Рошаль Московской области.
О себе: Моя педагогическая деятельность началась в специальной (коррекционной) школе в1997 году. Педагогическое и жизненное кредо – любить предмет, который преподаю и тех, кому преподаю.
Цель:
— дать учащимся сведения о замечательном ученом, великом М.В. Ломоносове, подчеркнуть, что деятельность Ломоносова составляет славу и гордость нашей науки;
— развивать умение запоминать и воспроизводить изученный материал, составлять связный рассказ – описание по учебной картине;
— воспитывать уважение к людям науки, стремление к знаниям.
Оборудование:
— карта Россия в XVIII веке;
— настольные карты;
— лента времени;
— портрет М.В. Ломоносова (картина неизвестного художника XVIII века);
— карточки с опорными словами.
Словарная работа:
— лаборатория;
— обсерватория;
— академия;
— телескоп.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отчет дежурного по классу.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Беседа по вопросам:
— Что произошло в 1703 году? (Основание Санкт-Петербурга)
— В каком веке? (18 век)
— Найти на ленте времени.
— В честь кого назван город? (В честь святого апостола Петра – ученика Иисуса Христа)
2) а) Работа с картой
Найти город Санкт-Петербург; назвать место его расположения (устье реки Невы);
б) Работа с настольными картами
Найти город и подчеркнуть карандашом.
III. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
Преобразования при Петре I привели к большим изменениям: в стране появилось значительно больше предприятий и мастерских, морской флот, развивалась торговля. Стране требовалось много грамотных, образованных людей – специалистов своего дела. По указу Петра I в 1725 году в Петербурге было открыто первое научное учреждение в России – Академия наук. Первым русским академиком стал сын простого рыбака Михаил Васильевич Ломоносов.
2) Сообщение темы урока и запись на доске и в тетрадях.
3) Словарная работа.
— Академия – научное и учебное заведение;
— Лаборатория – специально оборудованное помещение для проведения научных испытаний и исследований;
— Обсерватория – лаборатория по изучению звезд.
4) Рассказ учителя по плану:
1. 1725 год — открытие Академии наук.
2. Обсерватория и лаборатория в Академии, их назначение.
3. Краткая биография М.В. Ломоносова с показом его портрета.
4. Научные открытия, сделанные М.В. Ломоносовым в разных областях науки.
5) Описание картины «Портрет М.В. Ломоносова» — работы неизвестного художника, учителем.
IV. Закрепление темы.
1) Чтение текста учащимися (с.148-150)
2) Подбор слов для описания портрета
3) Чтение плана рассказа по картине, вопросы
— Кого мы видим?
— Кто написал портрет?
— Опишите внешность ученого (лицо, одежда)
— Что лежит на столе?
— Что хочет записать М.В. Ломоносов?
— Что видим на заднем плане? Слева? Вдали?
— С помощью каких красок художник показал многосторонний талант ученого?
4) Связный рассказ – описание картины по плану.
5) Работа с карточками (вставить нужную букву в исторические слова)
V. Итог урока.
— Какую тему изучали на уроке?
— Что изучал М.В. Ломоносов?
— Как называется его знаменитая мозаичная картина? (Полтавская битва)
VI. Оценки за урок.
Задание на дом — с. 148-150.
Чтение и пересказ.
Использованная литература:
1. История России: учеб. для учащихся 7, 8, 9 классов специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) обра¬зовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001.
3. Методика преподавания истории в специальной ( коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.