Конспект урока математики на тему «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» (1 класс).
Автор: Прохорова Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №5 Образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области.
О себе: Моя педагогическая деятельность началась в школе сразу после окончания училища в 1988 г. Педагогическое и жизненное кредо – любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – игра
Цель урока: Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
— карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
— рисунок Карабаса Барабаса;
— изображение трёх сундуков на конвертах;
— разрезные цифры, наборное полотно;
— учебник – тетрадь «Математика» Л.Г.Петерсон.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
— Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
— Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».
— Что, ребята, будем спасать названия?
— Тогда за работу.
2. Устный счёт. (5 мин)
1. Назови ответ:
Уменьши на 1: |
||||
8 |
7 |
9 |
3 |
10 |
Уменьши на 2: |
||||
4 |
6 |
2 |
5 |
10 |
Ученики составляют примеры и решают их.
2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске
— Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:
3 + 2 + 4 = 9
10 – яблоко
9 – золотой ключик 8 — конфеты |
— Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)
— Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке — серебро, а в 1 – ом не золото.
На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото
Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
— Молодцы!
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.
— Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
— Сколько кружочков осталось? (4)
— Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
— Какое из чисел самое большое? (6)
— Как называется число 6? (целое)
— Как называется число 2? (часть)
— Что получается в результате? (часть)
— Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
— Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
— Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ |
ВЫЧИТАЕМОЕ |
РАЗНОСТЬ |
Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
— Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
— Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
— Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
— А что такое число 4? (Разность)
— Или результат дейтвия вычитания.
— А что ещё называется разностью? (6 — 2)
— Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.
2.Работа с учебником.
— Открываем учебник на стр. 62 № 1.
— Рассмотрите запись в рамочке.
— Как называется самое большое число в записи?
— Как называется число , которое вычли?
— Как называется число , которое получили в ответе?
— Что ещё называется разностью? (Сам пример)
— Как же нам прочитать этот пример?
— Читаем хором запись в учебнике.
— Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.
3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора
№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
— Разность – это что? (часть)
— Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в «окошко» записываем цифру 4)
б) 2-я строчка таблицы:
— Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
— Чему равна разность?
— Запишите результат в «окошко».
в) 3-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Чему равно уменьшаемое?
— Чему равна разность?
— назовите целое и части.
— Чему равно вычитаемое?
— Докажите.
— Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Что нужно найти?
— Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
— Как найти целое?
— Запишите результат.
— Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
— Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.
4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!
5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
— Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
— Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).
2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62
3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
№ 5 стр. 63
4.Составление числовых выражений по рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
— На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
— Сколько фигур в каждой группе?
— Какое выражение получилось? (2 + 4)
— Сколько всего фигур? (6)
б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
— Сколько фигур в каждой группе?
— Запишите выражение. (3 + 3)
в) По цвету:
— Сколько групп в третьей совокупности?
— Сколько фигур в каждой группе?
— По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
— Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
— Что общего у всех выражений?
— Что их объединяет?
5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
— Объясните смысл данного задания.
6.Итог урока. (1 мин)
— С чем познакомились на уроке?
— Чему учились?
— Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?