Стихотворение С. Смирнова « Первые приметы».

Автор: Белова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МСКОКУ СКОШ VIII ВИДА городского округа Рошаль Московской области.

О себе: В специальной (коррекционной) школе работаю с 1977 года , награждена медалью «Почётный работник общего образования». Очень люблю свою работу, Школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по-другому не умею и не хочу. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. И очень многое зависит от меня, как я его научу, воспитаю, таким он и вырастет в будущем.

Цель: Расширить круг представлений о первых приметах весны; познакомить с народными обычаями, связанными с приходом весны. Развивать музыкальный слух на основе слушания музыки и выделения нужных мелодий, речь учащихся. Прививать любовь к Родине.

Оборудование: Картины о весне, наряды для весны( бижутерия),карточки- настроения.

Ход урока.

1.Организацонный момент.
Улыбнулись мне.

2.Актуализация опорных знаний.
— Что вы читали дома?
— Как в народе называют март?

МАРТ
зимобор                         протальник
капельник                    березозоль                             грачевник

— Почему так называют? (уч-ся объясняют)
— Какое сейчас время года?
— Откройте книги и найдите отрывок, где говорится о проталинах?
— Какие слова можно подобрать к картине Юона « Мартовское солнце»?
— Как радуются весной птицы? (рассказать)
— За что март носит название зимобор (зачитать)
— Может такое случиться в марте?
— Какая пора наступает в природе? (света и тепла)
— А вы каким увидели март? (показывают рисунки). Это было домашним заданием.

3.Объяснение нового материала.
— Писатель Г.Скребицкий любил природу, подмечал все изменения. И мы видим, как:
Ещё природа не проснулась,
но сквозь редеющего сна
весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

— Тонко подметил первые приметы писатель. К весне обращались и будут обращаться писатели, художники, композиторы, потому что в душу просится весна, хотя снег ещё не сошёл, это – состояние выздоровления после тяжёлой болезни. Мы так радуемся первым приметам весны. И поэт Смирнов так и назвал своё стихотворение « Первые приметы». Послушайте внимательно.

4. Работа с книгой.
— Чтение про себя.
— Чтение вслух (3 ученика)
— Работа над стихотворением
Чтение 1 столбика.
— Что такое краснотал? (кустарник, род ивы)
— Какие слова говорят о весне?
— Почему следы голубые? (снег подтаял)
Чтение 2 столбика.
— Что такое веснушки?
— Когда они появляются?
— Что значит прячется?
Чтение 3 столбика.
— Что такое сторожка? (небольшой домик)
— Какие серёжки примеряет весна? (вербные)
— Почему? (распустились)
— А в какое зеркальце она смотрится?
Чтение 4 столбика.
— В каких строчках показано, что весна — счастливое, радостное время года?
— Что значит на припёке? (снег растаял)
— А как вы понимаете слово « вприпрыжку» (показать).

5. Словесное рисование.
— Прочитаем ещё раз и подумаем, что бы вы нарисовали к этому стихотворению?
— Какие краски взяли? (Домашнее задание — нарисовать дома)

6.Вывешивается картина «Ранняя весна».
Художники тоже рисовали весну. Найдите строки к этой картине. Прочитайте.

7. Минута отдыха.
— В образе кого показана весна? (девушки)
— А что любит девушка? (наряжаться)
— Во что бы вы её нарядили? (выставляются предметные картинки : серёжки, бусы, зеркальце, сапожки, туфли, венок, платье) — Подойдите и нарядите весну. Красивая получилась весна?

8. Работа над выразительностью.
— Стихотворение хорошо, когда хорошо читается. Хорошо я вам его прочитала?
— Взяли карандаши и поставили логические паузы. Работаем с двумя столбиками. Дома доделать самостоятельно.
Как надо читать это стихотворение? (легко, свободно, с улыбкой)

9. Урок продолжит учитель музыки.
Цвёл март, занесённый снегами,
Разбуженный гулом ветров,
Обледеневшими за ночь шагами,
Он шёл по дорогам страны,
Ему не метель бы, а песни,
Ему б не мороз, а цветы
Но ты хоть разбейся, иль тресни,-
Не сломишь природы черты.

— Приходит весна, пробуждается вся природа. Весну можно не только видеть, но и слышать. Вместо трескучего мороза – весёлая капель, вместо шума метели – шум звонких ручейков, вместо посвиста ветра – посвист первых птичек. Узнаете ли вы голос весны в музыкальном исполнении? На что это похоже?
— Представьте, что вы в лесу. Птицы поют, капель. А это что? Бежит ручей. Слушайте сегодня весну.
10. Сколько много сегодня говорили о весне. А может быть, она услышала нас и прячется где- то рядом. Входит весна?
Долго же я намекала о себе и капелями, и песенкой синицы, и проталинами, и синим небом. А вы всё не звали меня. В старину девушками исполнялись песни- веснянки, так как на весну возлагались большие надежды. Я вам спою песенку, а а вы выучите. Когда будет у вас масленица, вы меня позовёте.
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

— Я вам принесла первые веточки, которые так пахнут весной. Примите их от меня в подарок.
Мы всегда рады видеть гостей. Помним и знаем русские обряды, обычаи. Весну дети встречают плюшками – « жаворонками». Прошу принять от нас.

12. Итог урока. Возьмите карточки и покажите, какое настроение у меня от урока. А какое оно у вас?

13.Задание на дом. Выразительно читать, рисунки, логические паузы. Спасибо за урок. Оценки.