Урок литературы на тему «Что такое фольклор. Фольклорные жанры» (программа Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс).

Автор: Злобина Анна Константиновна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. МБОУ СОШ № 54 города Томска.

О себе: Мое педагогическое кредо заключено в словах Н.А.Заболоцкого.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.

Стаж работы учителем русского языка и литературы — 13 лет. В течение последних 4 лет занимаюсь проблемами интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную массовую школу. Стремлюсь найти и адаптировать технологии, методы, приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаю, что каждый ребенок ценен таким, каков он есть, и каждый имеет право учиться там, где ему хочется.

Цель урока: познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.
Развивающая задача: формирование образного и ассоциативного мышления, умения классифицировать информацию.

Ход урока.

I. Игра «Литературное лото».
1.Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

2. Командам раздают карточки, с напечатанными литературоведческими терминами: пословица, поговорка, загадка, считалка, скороговорка, потешка, колыбельная песенка и т. д.

3. Учитель зачитывает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем, дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом — поднимают её.

а) Спереди — пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке — щетинка. (Поросенок)

б) Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

в) По платью встречают, по уму провожают.

г) Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю-
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е) Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в …яму
Бух!

II. Сообщение учителя.
Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин «фольклор», который впервые в 1846 г ввел в науку английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву… и пр.) Российские ученые традиционно фольклором называют только словесное искусство.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до 10 произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. К ним относятся следующие: набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты – «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания – «встань передо мной, как лист перед травой), постоянных эпитетов.

Работа со статьей учебника (стр.5-7)

Работа парами. Найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: пословица, поговорка, загадка). Найденные термины записывают в тетрадь.
Составляется таблица.

Жанр Задача жанра
  1. Пословица — краткое изречение
Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
  1. Поговорка не выражает  законченного суждения, а лишь намекает на него.
Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
  1. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет 2 части. «Формула» — тот и выйдет вон.
Помочь весело распределить роли в игре.
  1. Загадка иносказательно описывает предмет. 3 типа: 1) перечисление признаков загаданного; 2) открытое сравнение признаков загаданного; скрытое сравнение признаков загаданного.
Учит угадывать задуманное.
  1. Побасёнка-разговор о действиях героев, проявляющих их четы характера.
Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
  1. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, «перевернутую картину жизни.
Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
  1. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.
Весело учить малыша жестам, бытовым навыкам.

III. Итог урока.

Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты. Задание: определить жанр, прокомментировать свое решение.
Карточки с текстами.

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдет, тут и спать кладет.
Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам-
В ямку бух.
Шли сорок мышей
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.
Зимою греет.
Весною тлеет,
летом умирает,
зимой оживает.
Ягодка малина,
Медок, сахарок
Поди, вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.
Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое-стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо.
Чтоб тебя разнесло.
-Тит, иди молотить!
-Брюхо болит!
-Тит, иди щи хлебать!
-Где моя большая ложка?
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках, внуки на собаках.

IV. Задание на дом по выбору:
— подобрать свои задания для карточек лото;
— написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки;
— что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.

Используемая литература:
1. Учебник «Литература, 5 класс» / авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова.– Москва, 2010.