Урок литературы на тему «Что такое фольклор. Фольклорные жанры» (программа Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс).
Автор: Злобина Анна Константиновна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. МБОУ СОШ № 54 города Томска.
О себе: Мое педагогическое кредо заключено в словах Н.А.Заболоцкого.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Стаж работы учителем русского языка и литературы — 13 лет. В течение последних 4 лет занимаюсь проблемами интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную массовую школу. Стремлюсь найти и адаптировать технологии, методы, приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаю, что каждый ребенок ценен таким, каков он есть, и каждый имеет право учиться там, где ему хочется.
Цель урока: познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.
Развивающая задача: формирование образного и ассоциативного мышления, умения классифицировать информацию.
Ход урока.
I. Игра «Литературное лото».
1.Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.
2. Командам раздают карточки, с напечатанными литературоведческими терминами: пословица, поговорка, загадка, считалка, скороговорка, потешка, колыбельная песенка и т. д.
3. Учитель зачитывает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем, дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом — поднимают её.
а) Спереди — пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке — щетинка. (Поросенок)
б) Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!
в) По платью встречают, по уму провожают.
г) Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю-
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!
д) Наш Полкан попал в капкан.
е) Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в …яму
Бух!
II. Сообщение учителя.
Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин «фольклор», который впервые в 1846 г ввел в науку английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву… и пр.) Российские ученые традиционно фольклором называют только словесное искусство.
Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до 10 произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. К ним относятся следующие: набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты – «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания – «встань передо мной, как лист перед травой), постоянных эпитетов.
Работа со статьей учебника (стр.5-7)
Работа парами. Найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: пословица, поговорка, загадка). Найденные термины записывают в тетрадь.
Составляется таблица.
Жанр | Задача жанра |
|
Кратко и точно оценить характеры и поступки людей. |
|
Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни. |
|
Помочь весело распределить роли в игре. |
|
Учит угадывать задуманное. |
|
Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя. |
|
Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. |
|
Весело учить малыша жестам, бытовым навыкам. |
III. Итог урока.
Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты. Задание: определить жанр, прокомментировать свое решение.
Карточки с текстами.
Ходит сок по лавке, А дремота по избе, Ищет — поищет деточку мою, Где найдет, тут и спать кладет. |
Едут, гонят семеро на конях, Все на лошадях, в красных шапках. По кочкам, по кочкам- В ямку бух. |
Шли сорок мышей Несли сорок грошей, Две поплоше Несли по два гроша. |
Зимою греет. Весною тлеет, летом умирает, зимой оживает. |
Ягодка малина, Медок, сахарок Поди, вон, королёк, Там тебе место — в кислое тесто. |
Обманули дурака На четыре кулака, На пятое-стуло, Чтоб тебя раздуло! На шестое — колесо. Чтоб тебя разнесло. |
-Тит, иди молотить! -Брюхо болит! -Тит, иди щи хлебать! -Где моя большая ложка? |
Из-за лесу, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, дети на телятках, внуки на собаках. |
IV. Задание на дом по выбору:
— подобрать свои задания для карточек лото;
— написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки;
— что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.
Используемая литература:
1. Учебник «Литература, 5 класс» / авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова.– Москва, 2010.