Урок развития устной речи на тему «Первые весенние цветы» (2 класс, сложный дефект).

Автор: Житникова Наталья Николаевна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернаты №20 VIII вида, г. Новокузнецк

О себе: Мой педагогический стаж – 20 лет. Я работаю над концепцией коррекции и компенсации развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляю свою деятельность в соответствии со стратегией образования, уделяю внимание диагностике развития обучающихся и мотивации успешности обучения. Я участник конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Мои воспитанники ежегодно являются участниками городских и районных конкурсов. За успехи в учебно-воспитательном процессе, за вклад в развитие коррекционной педагогики, за любовь к детям награждена Почетными грамотами.

Цели:
— Познакомить с первыми весенними цветами;
— Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений;
— Развивать логическое мышление, память, познавательную активность, речевой запас;
— Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе
Оборудование: компьютер, презентация, выставка «Цветы – душа людей», наглядный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Проверяем готовность к уроку.

II. Новый материал.
Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, какие это цветы, если они появляются весной? (весенние)
Из каких частей состоят цветы? (корень, стебель, листья, цветок)
Какого цвета стебель и листья? (зеленого)
Какого цвета цветок одуванчика? (желтого)
Какого цвета цветок тюльпана? (красного)

Физминутка.
Наши алые цветы распускают лепестки, (дети сжимают и разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. (дети плавно машут руками)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (дети сжимают кулачки)
Тихо засыпают, головой качают. (кладут руки на парту)

Я буду загадывать загадки:
1) Я в зимнем саду целый день проведу.
Захвачу акварельные краски. Нарисую… (анютины глазки).

2) Он желтым распускается, А после цветенья сдувается.
Знайте, девочки и мальчики, Что это… (одуванчики).

3) Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями растекаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник.
И первым появляется в проталине… (подснежник).

4) Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший… (одуванчик).

5) На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка —
Все зовут цветок… (фиалка).

6) Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник).

7) Название какого цветка носит конфета? (Ирис).

Молодцы, ребята. Вам понравились цветы? А теперь посмотрим как вы запомнили цветы. Показываю картинки цветов.

. .   . . .

III. Закрепление.

Под песню о волшебном цветке Сл. М. Пляцковского, Муз. Ю. Чичкова

1.Перед каждым ребенком разрезные картинки из 4-6 частей, которые нужно собрать. Собрав каждый ребенок называет собранный цветок. Части цветка (стебель, листья, лепестки)

2. Ребята, а если мы несколько цветов соберем вместе, как это можно назвать одним словом? (букет)
3.Дети раскрашивают весенние цветы.

IV. Итог урока.
Ребята! Природа – наш дом. Цветы – украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью. Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты. А из ваших работ на доске мы сделаем весеннюю полянку. Молодцы, ребята.