Конспект урока по чтению и развитию речи на тему «Чтение слов и предложений со звуком и буквой «Р, р»  (4 класс, тяжелая степень).

Автор: Шарапатюк Олеся Николаевна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернаты №20 VIII вида, г. Новокузнецк.

О себе: Общий педагогический стаж 10 лет. Педагогическое кредо: каждый ребенок – уникален, и к каждому необходим свой подход.

Цель: обучение чтению слов и предложений со звуком и буквой «Р, р».
Задачи:
Образовательные:
— научить читать слова и предложения с новой буквой.
— формировать навык звуко–буквенного анализа;
Коррекционно-развивающие:
— корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
— развивать артикуляционный аппарат учащихся;
— развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание).
Воспитывающие:
— формировать интерес к родному языку;
— создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в коллективе.
Оборудование:
— иллюстрации, кассы букв для индивидуальной работы, зеркала;
— В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Учебное издание. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Ход урока.

I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!

II. Основная часть урока.
1. Артикуляционная гимнастика.
— «Лопатка»;
— «Иголочка»;
— «Качели»;
— «Маляр»;
— «Грибочек».
— Как жужжит пчела: ж-ж-ж, пощелкать язычком.

2. Речевая зарядка.
Ра-ра-ра — снежная гора.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ру-ру-ру – много ягод соберу.
Ры-ры-ры — вьются комары.
Ар-ар-ар — тут живёт комар.

3. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, давайте вспомним, с какой буквой и звуком мы познакомились на прошлом
уроке. Найдите его среди букв в кассе. Произнесение звука хором.
— Какой это звук: согласный или гласный? Почему? Каким цветом мы его обозначаем?

4. Чтение открытых, закрытых слогов, слов с доски (хором).
1) ра, ро, ру, ры;
ар, ор, ур, ыр.
2) шар ра – ма
сор ра – на
сыр ра – но
хор но – ра

5. Работа с кассами.
Звуко –буквенный анализ. Составление слов.
Ма – ра Ло – ра ша-ры

Физминутка.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за парту тихо сесть.

6. Чтение по букварю (стр. 88).
а) слоги: хором и по одному;
б) беседа по картинке;
в) чтение текста «Шары» учителем;
г) беседа по тексту;
д) чтение текста детьми.

III. Итог урока.
— С каким звуком мы сегодня читали слова и предложения?
— Какой это звук согласный или гласный?
— Молодцы! Лоре и Маре понравилось, как вы сегодня читали, они дарят вам шарики!