Урок обществознания по теме «Социальный портрет российской молодёжи» (10 класс).
Автор: Кайрыш Юлия Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск, Красноярский край.
О себе: Педагогический стаж – 25 лет, 21 год преподаю историю в МБОУ «Лицей», учитель высшей категории, педагогическое кредо: «Учить с интересом!», в педагогической деятельности отдаю предпочтение проблемным и интерактивным методам обучения.
Две проблемы современного образования: содержание и методы-техники (технологии) не дают покоя современному учителю. В свете нового ФГОС появляется ещё одна проблема – соответствие преподавания требованиям к результатам обучения, назову некоторые:
— личностные – готовность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
— метапредметные – освоение УУД, способность использовать их в социальной практике и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
— предметные – (обществознание) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев, объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Почему технология интерактивного обучения?
Интерактивное обучение – обучение, погружённое в общение, при сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса видоизменяются формы: с транслирующих на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Групповая форма обучения решает одновременно три задачи:
— конкретно-познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией;
— коммуникативно-развивающую, направлена на выработку основных навыков общения внутри группы и за её пределами;
— социально-ориентационную, воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по обществознанию на основе интерактивной технологии «Экспертиза».
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: практикум.
Средства обучения: раздаточный материал из сборника Росстата и ЮНИСЕФ «Молодёжь в России 2010 г.».
Цели урока:
— Обучающая – рассмотреть основные характеристики российской молодёжи, выявить проблемы развития данной социальной группы и возможности их разрешения.
— Развивающая – формировать навык работы со статистическим материалом и др. нетекстовой информацией, развивать умение интерпретировать информацию в форме экспертной оценки; развивать навык самооценки
Воспитывающая – воспитывать толерантное отношение к другому мнению, желание участвовать в диалоге и кооперации в процессе учебной деятельности, свою позицию по предмету изучения.
Технологическая карта урока:
этап урока | деятельность учителя | деятельность учащихся | универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | Устное сообщение: тема урока, форма деятельности | Подготовка к работе | Личностные: самоопределение
Коммуникативные: планирование сотрудничества в группе |
2. Проблематизация. Постановка учебной задачи. | Создаёт проблемную ситуацию:
— Кому могут принадлежать данные слова: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (Гесиод). — Сформулируйте проблему, обозначенную в данном высказывании. — Определите цель нашего занятия. |
Анализ цитаты, высказывание предположений.
Актуализация знаний, формулирование проблемы: — Можно ли доверить будущее страны современной российской молодёжи?
Целеполагание: — На основе анализа статистических материалов (экспертизы) дать ответ на проблемный вопрос
|
Познавательные: логический анализ объекта с целью выявления характерных признаков и формулирования проблемы
Регулятивные: целеполагание |
3. Планирование деятельности. | Сообщение об особенностях экспертной работы:
а) форма заполнения результатов – сетчатая диаграмма б) критерии экспертизы в) заполнение бланков самооценки (выделение параметров: работа с информацией, взаимодействие в группе, активность при обсуждении) |
Составляют алгоритм действий, которые необходимы для осуществления аналитической работы; распределяют роли в группе
Определение критериев для самооценки, заполнение бланков |
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: моделирование учебной ситуации
Коммуникативные: сотрудничество с учителем |
4. Самостоятельная деятельность. | Организует, консультирует, корректирует деятельность учащихся по исследованию объекта изучения | Самостоятельная аналитическая работа; интерпретация оценок в соответствии с предложенным шаблоном; постановка вопросов на уточнение.
Выступления от групп (по принципу «вертушки») |
Познавательные: структурировать информацию, отбор фактического материала, интерпретация его в самостоятельное оценочное высказывание
Регулятивные: рефлексия результатов, коррекция деятельности Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группах и между группами |
5. Подведение итогов. | Учитель предлагает соотнести результаты экспертизы каждой группы с итоговой «шкалой прогноза»
(оптимистический36-25, умеренный 24-16, пессимистический 15-6) |
Подводят результаты экспертизы, соотносят их со «шкалой прогноза», дают пояснения к полученным результатам, соотносят их с целью урока
|
Познавательные:
логический анализ, сопоставление, выявление общих позиций |
6. Коррекция и оценка. | Организует рефлексию
Акцентирует внимание на возникших трудностях |
Осуществляют самооценку, заполняют бланки, соотносят цель и результаты деятельности, степень их соответствия
|
Коммуникативные: умение оценивать свои действия
Познавательные: выявлять проблемы в своей деятельности как перспективу в развитии по предмету Личностные: определение «зоны» личностного роста |
Критерии экспертной оценки:
демография и здоровье | |
6-5 б. | отсутствие диспропорций между возрастными группами 15-19 лет, 20-24 и 25-29 лет; молодёжь составляет 20 – 25 % от численности населения; низкая смертность, в т.ч. от суицида |
4-3 б. | существуют диспропорции между возрастными группами, с меньшей долей 15-19-летних; распространены социальные болезни (алкоголизм, наркомания, курение, ВИЧ-инфекция); высокий процент самоубийств среди подростков |
2-1 б. | доля молодёжи превышает 30% от общей численности населения; высокая детская и подростковая смертность; распространены социальные болезни, низкий уровень профилактики других заболеваний |
образование | |
6-5 б. | охват высшим образованием – 40-25% от общего числа молодёжи; возможности оплаты высшего образования высокие; сбалансировано соотношение между гуманитарным и техническим направлениями в образовании |
4-3 б. | охват высшим образованием – 22-13 % от общего числа молодёжи; доступность высшего образования – средняя; существуют диспропорции между гуманитарным и техническим образованием в пользу первого |
2-1 б. | охват высшим образованием менее 10%; уровень доступности – низкий; развита система начального профессионального образования |
экономическая активность | |
6-5 б. | высокий уровень экономической активности; низкий уровень безработицы среди молодёжи – 7-12%; высокий гарантированный уровень социальной защиты |
4-3 б. | снижение экономической активности; уровень безработицы среди молодёжи -13 – 19 %; затруднены перспективы трудоустройства |
2-1 б. | низкий уровень экономической активности; высокий уровень безработицы среди молодёжи – 25-20% и более; низкие заработные платы, недостаточный уровень социальной защиты |
уровень жизни | |
6-5 б. | удовлетворенность своим материальным положением и жилищными условиями; высокие жизненные стандарты – возможность удовлетворять разнообразные потребности, в т.ч. и потребности в духовном самосовершенствовании |
4-3 б. | устойчивое удовлетворение первичных потребностей; недостаток средств для удовлетворения потребностей в приобретении товаров длительного пользования; затруднено решение «жилищного вопроса» |
2-1 б. | удовлетворение только первичных потребностей; значительные проблемы в «жилищном вопросе»; низкие жизненные стандарты |
досуг | |
6-5 б. | разнообразие форм досуга; ярко выражен социально-активный компонент (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам); стремление к самосовершенствованию |
4-3 б. | разнообразные формы досуга; преимущественно гедонистическая направленность досуга |
2-1 б. | однообразие форм; направленность на получение сиюминутных удовольствий и развлечений; низкий интерес к чтению и получению информации |
правонарушения | |
6-5 б. | низкий уровень правонарушений среди молодёжи; высокий уровень правовой культуры; действуют программы профилактики преступности среди молодёжи |
4-3 б. | уровень правонарушений имеет тенденцию к снижению, в т.ч. благодаря программам профилактики правонарушений среди молодёжи |
2-1 б. | высокий уровень правонарушений; высокий процент рецидива среди молодёжи |
Бланк самооценки:
№ | Ф.И. участника группы | информационный – работа по поиску и анализу информации | коммуникативный – взаимодействие в группе | познавательный – овладение знаниями |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Форма заполнения результатов экспертизы: