Урок литературного чтения на тему «В. Д. Берестов. Честное гусеничное» (2 класс).

Автор: Габдулхаева Зульфия Габдулхаковна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Осиновская гимназия имени С. К. Гиматдинова» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

О себе: Стаж работы – 40 лет. Хобби- чтение. Моё педагогическое кредо: «В каждом ребёнке увидеть Личность».

Цели урока:
1.Учить работать над образом литературного героя: передать свое отношение через поступок, речь героя. Обобщить полученные знания, применить и на практике.
2.Научить детей любить художественную литературу, вызвать интерес к чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение.
3.Формировать нравственные и эстетические качества у детей.
Оборудование:
1.Учебник «Маленькая дверь в большой мир» — автор Р. Н. Бунеев, стр. 128-130.
2.Портрет и краткая биография Берестова В. Д.
3.Иллюстрация к сказкам «Честное гусеничное» В. Берестова и «Гадкий утёнок» — Г. Х. Андерсена.
4.Рисунки гусеницы, кокона и бабочки.
5.Загадка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Знакомство с русским детским писателем Берестовым Валентином Дмитриевичем.
(портрет на доске)
— 1 апреля 1928 года мальчик родился в семье учителя. Читать маленький Валентин научился уже в 4 года благодаря своей прабабушке. Книги мальчик любил с раннего детства. В 8 лет начал писать свои стихи. В 14 лет познакомился с К. И. Чуковским и показал ему свои первые стихи. Кто знает стихи В. Берестова? (ответы).
В. Берестов ещё и добрый сказочник. Сегодня на уроке прочитаем интересную сказку В. Берестова. Кто знает, какие сказки пишет В. Берестов? (ответы)

III. Работа с текстом сказки до чтения.

1.Чтение загадки (на доске):
Расту червячком, питаюсь листочком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.
Кто это?
(Ответы: гусеница, куколка и бабочка).

2.Словарная работа (красочные рисунки на доске) :
Гусеница – личинка бабочки.
Кокон — защитная оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
Бабочка – насекомое.
(Дети вспоминают названия знакомых бабочек из окружающего мира).
-О какой героине узнали? О ком будем читать?

IV. Работа над текстом:

1.Чтение сказки тремя сильными учениками. Вопрос после чтения:
–Какое чудо свершилось в сказке?
(Ответы)

2.Чтение сказки с комментариями:
1-2-е абзацы:
— Чему радовалась Гусеница?
-Кто-нибудь замечал, что она красива?
3-4-й абзацы:
— Что сказала девочка, которая увидела её? —
— (Ответы)
— Что сказала Гусеница?
— (Ответы)
5-10-й абзацы:
— Что делала Гусеница?
С 11 – го абзаца до конца:
— Кого она потом встретила?
— (Ответы)
— Что сказала девочка на этот раз?
-Почему девочка сказала, что Гусеница красивая?
— (Ответы)
-Чему обрадовалась Гусеница?
— (Ответы)

V. Физкультминутка.
«Гусеницы и бабочки».

VI. Рефлексия.
— Какую сказку прочитали?
— О чём вы узнали из этой сказки.
— На какую сказку Андерсена она похожа? (иллюстрация к сказке «Гадкий утёнок»)
— Что вы узнали вообще о жизни?
(Как много чудес в природе? Жизнь красива. Надо быть внимательным, чтобы увидеть это).
— Для чего нужна людям красота?
(ответы)

VII. Домашнее задание:
1. Прочитать сказку, каждую часть озаглавить.
2. Нарисовать портреты героини.

VIII. Итог урока. Выставление оценок.

Литература:
1. «Маленькая дверь в большой мир» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Москва. Баласс. 2010 год.
2. Методические рекомендации для учителей. «Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир».Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева.Москва. Баласс. 2003 год.
3. Универсальный словарь русского языка. Санкт-Петербург. Издательская группа « Весь» 2010 год.
4. Портреты детских писателей XX века. ОАО « Московская типография». 2006 год