Система деятельности учителя по организации внеклассной работы по предмету.

Автор: Уфандеева Галина Васильевна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ « Староильдеряковская средняя школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.

О себе: В школе работаю 24года. Основной задачей в обучении математики считаю обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества. Во внеучебное время занимаемся в кружке «Эрудит», участвуем в различных конкурсах. Мои ученики — ежегодные призеры районных олимпиад, учатся в ВЗМШ «Авангард». В 2010-2011 учебном году стала обладателем гранта «Наш лучший учитель». В свободное время занимаюсь спортом, чтением и вязанием.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?

Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюбленно, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности, увлеченности. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение учащихся, углубление и расширение их знаний и навыков.

Значение внеклассной работы по математике состоит в следующем:
1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи и воображения. « Ни один наставник не должен забывать,- говорил К. Д. Ушинский,- что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке.
3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни, пригодность его в будущей профессии.
4. Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, воспитание любви к труду, а также способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются прежде всего не логическими рассуждениями, а чувствами.
5. Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей учащихся.

А сейчас хочу рассказать о своей системе организации внеклассной работы, также поделиться теми мыслями, которые накопились в ходе учительской работы.
Основными целями проведения внеклассных занятий являются:
— привитие интереса учащихся к математике;
— углубление и расширение математических знаний;
— развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
— воспитание настойчивости, инициативы.

В начале учебного года знакомлю ребят с программой кружка, стараюсь заинтересовать, привлечь учащихся. Работу начинаю с первого октября, а завершаю в конце апреля. Занятия проводятся один раз в неделю. Я считаю, что основными требованиями при составлении программы являются:
— связь содержания программы кружка с изучением программного материала уроке;
— использование занимательности;
— решение нестандартных, олимпиадных задач;
— учёт индивидуальных особенностей, уровень подготовленности учащихся;
— преемственность национально-регионального компонента;

Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившая ситуация не совпадает с ожидаемой.

Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление.
Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.
Поэтому на первых занятиях (5 кл.) знакомлю детей с числами-великанами и числами-малютками, затем решаем математические ребусы, геометрические задачи со спичками, задачи на взвешивания и переливания. Постепенно задачи усложняются и для сохранения дальнейшего интереса нужно, чтобы дети не растеряли те чувства удовольствия, которые возникли у них на занятиях. Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Постепенно перехожу к логическим и нестандартным задачам. А для поддержания интереса во всяком новом должны быть определенные элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки.

Программа кружка «Эрудит» — 5 класс.

Содержание 
1- 2 Поиски закономерностей
3 — 4 Римские цифры
5 — 6 Расшифровка записей
7 Числа — великаны
8 Конечные и бесконечные множества
9 — 10 Принцип Дирихле
11-12 Применение графов к решению задач
13-14 Нахождение общей части фигур
15-16 Пересечение множеств
17-18 Объединение множеств
19-20 Равносоставленные фигуры
21-23 Переливания
24-25 Упражнения по различным вопросам ранее изученного материала
26 Урок зачёт

 

Далее рассмотрим, каким образом я организуя внеклассную работу по предмету на примере некоторых занятий кружка «Эрудит».

Занятия 1-2.
Тема: Поиски закономерностей.
Цели:
1. Познакомить учащихся с натуральным рядом чисел и его свойствами.
2.Развить у учащихся наблюдательность, интуицию, смекалку, увидеть закономерность.
3.Воспитывать у учащихся веры в свои силы, интерес к предмету.
Ход занятия.
Занятие начинается с рассказа учителя о натуральном ряде чисел и его свойствах. В ходе занятия нужно обратить внимание учащихся на такие свойства ряда натуральных чисел – закономерность расположения их чисел в ряду такова, что числа в нем идут в порядке счета предметов, каждое последующее число больше предыдущего на единицу, начинается ряд с единицы.
Важно обратить внимание учащихся на бесконечность натурального ряда, показать обозначение в записи с помощью многоточия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, …………..
Рассмотрим число 1000. Какое число в натуральном ряду идет перед 1000, после него?
Ответ: перед 1000 стоит 999, после него 1001.
После этого вводятся понятия «член последовательности», «предыдущий член последовательности», «последующий член последовательности», «последовательность».
Запишем в порядке возрастания положительные четные числа: 2, 4, 6, 8 ………. это есть последовательность.
Определение: Числа, образующие последовательность, называют членами последовательности.
Рассмотрим примеры.
1. По какому правилу из натурального ряда чисел можно получить следующую последовательность: 2; 1; 4; 3; 6; 5; 8; 7; 10; 9; 12; 11;……..?
Решение: Легко заметить, что последовательность получена путем перестановки двух соседних членов: четные числа поставлены на нечетные места, а нечетные числа – на четные места.

2. По какому правилу составлена следующая последовательность чисел?
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; …?
Решение: первые два члена равны, каждый следующий равен сумме двух предыдущих.
Самостоятельно решить:
По какому правилу составлен ряд чисел, и найдите три следующих числа:
а) 20; 22; 24; …
б) 2; 4; 8; 16; …
в) 1; 3; 9; …
г) 1; 4; 9; 16; …

3. В году 365 дней и 53 вторника. Какой день недели было 1 января этого года?
Решение: В не високосном году – 52 полные недели, так как 365:7=52 и еще 1 день. Так как по условию 53 вторника, то этот год начинается и заканчивается вторником.
Ответ: 1 январь был вторник.

4. Муравьишка проехал на гусенице некоторое расстояние за 28 минут. За сколько минут муравьишка проедет на жуке расстояние в 4 раза больше, если скорость жука в 7 раз больше скорости гусеницы?
Решение: Можно рассмотреть несколько способов.
1 способ: Пусть муравьишка ехал на жуке тот же путь, который он проехал верхом на гусенице, то он затратит на него в 7 раз меньше времени, то есть 28:7=4 минуты. Так как на жуке он проехал расстояние в 4 раза больше, и следовательно на жуке ехал 4*4=16 минут.
Ответ: 16 минут.

Домашнее задание.
1. Найдите правило составления последовательности чисел и вставьте вместо
звездочки число:
5; 14; 41; 122; *; 1094. ( Ответ: 365)

2. Мама замесила тесто. Из полученного теста можно сделать 20 одинаковых калачей или 25 одинаковых булочек. Какова масса всего теста, если на один калач идет на 10 гр больше, чем на булочку?
( Ответ: 1 кг)

Занятия 9 и 10.
Тема: Принцип Дирихле.
Цели:
1. Научить учащихся умению ставить в однозначное соответствие элементы одного множества к элементам другого и сформулировать принцип Дирихле.
2. Развить мышление учащихся.
3. Воспитывать умение достигать цели, интерес к предмету.
Ход занятия.
Занятие начинается с рассмотрения задачи в ходе игры.
Задание 1. Рассмотрим 2 множества: множество чашек и множество блюдец, составить соответствия.
1) расставили все чашки на блюдца: 1 чашка  1 блюдце.
2) расставили все чашки, остались свободные блюдца.
3) заняли все блюдца, остались свободные чашки.

Изучение темы.
В первом случае установлено взаимно-однозначное соответствие, то есть каждому блюдцу одна чашка. То есть число элементов одного множества (блюдца) равно числу элементов другого множества (чашки).
Такие множества называются равночисленными.
Множества второго и третьего случаев называются неравночисленными.
О равночисленности и неравночисленности множеств можно говорить лишь тогда, когда имеются конечные множества.

.

Если в множестве А меньше элементов, чем во множестве В, и все элементы этих множеств участвуют в соответствии, то обязательно от некоторых элементов множества А должно исходить более одной стрелки.
Это свойство неравночисленных множеств получило название принципа Дирихле, по имени известного немецкого математика Петера Густава Ленсена Дирихле (1805-1895).
Принцип Дирихле:
«Если вещей у нас больше, чем ящиков, по которым мы хотим их разложить, то по крайней мере в одном из ящиков должно быть две или более вещи».
В шутливой форме: «Нельзя посадить семерых зайцев в три клетки так, чтобы в каждой клетке находилось не больше 2 зайцев».

Задание 1. В школе 400 учащихся. Докажите, что среди учеников этой школы найдутся хотя бы 2 ученика, отмечающие свой день рождения в один и тот же день.
Решение: пусть число дней в году — число клеток, а учащиеся в школе – число зайцев. В году не больше 366 дней, тогда согласно принципу Дирихле, обязательно найдутся по крайней мере 2 ученика, отмечающие свой день рождения в один и тот же день.

Задание 2. В 300 ящиков упакованы апельсины. Известно, что один ящик не может вместить более 120 апельсинов. Докажите, что имеются по крайней мере 3 ящика с одинаковым числом апельсином.
Решение: Распределим ящики по группам:
1 гр.: ящики, в которых нет апельсинов.
2 гр.: ящики,в которых по 1 апельсину.
3 гр.: ящики, в которых по 2 апельсина.
…………………………
121 гр.: ящики, в которых по 120 апельсинов.
Предположим, что в каждой группе по 2 ящика, тогда 121*2=242 ящика, а по условию 300 ящиков, тогда найдется группа, в которой будет 3 ящика, это можно предположить по принципу Дирихле.

Задание 3. На 8 Марта было куплено 9 роз. Можно ли разделить цветы между двумя матерями и двумя дочерями поровну?
Решение: Под словами «две матери» и «две дочери» можно подразумевать троих человек: бабушку, маму и дочку. 9:3=3.

Задание 4. Если учащихся посадить по 2 человека на скамейку, то семи учащимся не хватит места. Если на каждую скамейку посадить по 3 человека, то останется 5 свободных скамеек. Сколько было учащихся и сколько было скамеек?
Решение: Пусть с каждой занятой скамейки встанет по 1 человеку. Из них 10 человек можно посадить (по 2 человека) на 5 свободных скамеек, тогда останется еще 7 человек. Значит, с занятых скамеек встали 10+7=17 человек, поэтому занятых скамеек 17 и еще 5 свободных, 17+5=22 скамейки, а учащихся 17*3=51 человек. Ответ: 22 скамейки, 51 человек.

Итог занятия.
Что нового узнали на уроке? Было ли Вам интересно?

Используемая литература:
1. Предметные недели в школе «Математика» — издательство «Учитель», Волгоград, 2002 г
2. Библиотека «Первое сентября» — Я ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ, Москва «Первое сентября», 2001 г
3. Внеклассная работа по математике в 5-6 классах, Москва «Просвещение»

date10 апреля, 2012