Образ и имидж литературного героя.
Автор: Корж Ирина Анатольевна, директор МБОУ СОШ № 26, г. Иркутск. Учитель русского языка и литературы высшей категории. Почётный работник образования РФ
О себе: Педагогическое кредо «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Хобби: Хобби – это работа. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
Самым «больным» вопросом учителей-словесников средней школы на сегодняшний день является пассивность обучающихся в изучении литературных произведений и неспособность и нежелание проводить глубокий литературоведческий анализ произведений русской клас-сической литературы. На наш взгляд, одним из способов привлечения учеников к проблеме познания литературных героев является синтез психологического, социального и литерату-роведческого методов при анализе художественного произведения. Такой междисциплинар-ный подход не только повышает мотивацию обучающихся к рассмотрению сущности литера-турных героев, но и значительно увеличивает психологический потенциал старшеклассников и их социальную конкурентоспособность. Мы, конечно, можем говорить о том, что изучать литературу нужно только средствами литературы, что литература – это отражение чистого, высокого, нравственного. Однако современная жизнь диктует свои условия, и так прочно заявленный в педагогике компетентностный подход сам по себе уже отрицает эффектив-ность такого метода изучения. Бесспорно, литература была, есть и остаётся самым главным механизмом формирования высоко духовной личности, но, на наш взгляд, интерпретация произведений русской классики под углом современной действительности не означает столкновение «высокого» с «низким», а только ещё больше поднимает «статус» классиче-ской литературы, ибо настоящая литература актуальна и злободневна в любые периоды развития человечества и таит в себе ещё много нераскрытых тайн.
Задача опытного педагога-словесника и, по сути, всех многочисленных новых методик пре-подавания именно в том, чтобы приобщить обучающихся к чтению, научить их аналитически и критически мыслить и, как ни банально это звучит, научить различать добро и зло, правду и ложь. Предлагаемый нами метод, на наш взгляд, является эффективным для анализа ху-дожественного произведения и обеспечивает развитие не только умений сравнивать и де-лать выводы, но и формирование навыков построения поведенческих моделей.
Ключевыми в таком подходе к исследованию являются понятия «образ» и «имидж». Опреде-лений художественного образа существует много, однако для нашего исследования нам важ-ны такие его функции как: эстетическая, изобразительная, ассоциативная, субъектная, чув-ственная. Исходя из этого, мы определяем образ как способ конкретно-чувственного воспро-изведения действительности с позиции определённого эстетического идеала. Понятие «имидж» также неоднозначно. Мы можем встретить его в трудах по психологии, социологии дизайну. Однако применительно к литературному исследованию это понятие никогда не использовалось. На наш взгляд оппозиция образ \ имидж может стать новым инструментари-ем интерпретации произведения, где в центр анализа ставится герой, поскольку «имидж» в большинстве своём является характеристикой человека.
Рассмотрение литературного героя с позиции его образа является неотъемлемой частью тра-диционного литературного анализа. В этом случае герой рассматривается как образ от ис-кусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть внутреннюю суть героя, он объединяет живое созерцание, его субъективную ин-терпретацию и оценку автором. Рассмотрение же героя с позиции определения его имиджа имеет несколько иные установки. На наш взгляд, только категория имиджа может дать наи-более объективную картину отношения героя с окружающей средой и объяснить проявление тех или иных черт его характера.
Слово и понятие «имидж» пришло в русский язык из английского языка. Имидж дословно переводится образ. Однако внутреннее содержание этих двух понятий различно. Исходя из этого, раскрытие образа героя и его имиджа приводит к разным результатам, дополняющим друг друга и в то же время противопоставленных друг другу.
Образ |
Имидж |
Эстетическая функция
Словесные образы в художественном тексте отображают ту или иную картину мира, преобразуя ее в соответствии с интенциями автора и обновляя восприятие читателя. Образные средства в этом случае прежде всего выполняют изобразительную функцию, служат для визуализации описания (повествования), создают художественную реальность в богатстве красок |
Прагматическая функция
Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа. |
Синоним: представление
Образы погружаются в сознании в принципиально иную сеть отношений и связей сравнительно с тем положением, которое занимают их оригиналы в реальном мире. Сознание создает для них новый контекст, в котором первостепенную роль приобретают реорганизующие или, скорее, организующие картину мира ассоциативные отношения. |
Синонимы: репутация, мнение, восприятие, авторитет
Нередко имидж рассматривают в общем контексте с репутацией. В частности, А. Ю. Кошмаров характеризует имидж как экспрессивную, выразительную сторону образа, между тем как репутация (от лат. reputatio – счет, счисление) в русском языке означает «сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь»; «приобретенную кем-чем-нибудь общественную оценку, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь» |
Индивидуален | Стереотипичен, коллективен, закреплён в коллективном сознании
И. А. Федоров определяет имиджи как «систему социального программирования духовной жизни и поведения субъектов (индивидов и групп) общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованную мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией» имидж человека — это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека — это как он выглядит в глазах других людей, или — что одно и тоже — каково о нем мнение других людей. |
Независим | Целенаправлен
Хороший имидж нам нужен для чего-то, что при его помощи мы сможем достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность, которой мы занимаемся. |
Постоянен, вне времени | Соответствует запросам времени, динамичен
В ряде определений подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. В других определениях делается акцент на том, что имидж во многом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности, имидж человека предопределяется его психологическим типом и личностью, их соответствием запросам времени и общества. |
Индивидуальное | Коллективное |
Чувственное. Способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности с позиции определённого эстетического идеала | Разумное |
Общая характеристика | Типологическая, символ
Имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия. |
Истинный — положительный | Искусственный — отрицательный |
Образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без воспри-ятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Значит, имиджем данного человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя. Кроме того, имидж помогает выстроить типологию героя. Герой, у которого в произведении трудно определить имидж, не является определённым литературным типом.
Второй важный аспект при таком подходе – это определение эволюции героя и его «прав-дивости» в произведении. Если в конце произведения имидж героя не меняется, значит, автором заведомо был определёна стойкая нравственная позиция героя. Если же герой ме-няет своё поведение и отказывается от своего изначально заявленного имиджа, то в этом случае его образ определяется довольно чётко, ибо образ — правдив, а имидж, как правило, фальшив. Только в цельной высокой натуре совпадают образ и имидж. То есть в этом случае герой не врёт, не притворяется, не преследует корыстных целей. Он всегда устойчив, верен своей внутренней позиции и правдив перед собой.
Приведём пример такого анализа. Возьмём известных героев русской литературы эпохи реализма, поскольку говорить о правдивости образа и о типологии героев целесообразно в рамках реализма как художественного метода. Чацкий, Онегин, Базаров. Если рассматри-вать этих литературных героев с позиции имиджа, то не обходимо выделить в их поведении следующие проявления: прагматическую направленность, стереотипичность поведения для достижения определённой цели, интеллектуальные характеристики, фальшивость проявле-ния натуры. В отношении Чацкого ни один из этих критериев не срабатывает, поскольку герой не проявляет имиджевого поведения. Он не фальшивит, не лукавит для достижения какой-то цели, он искренен. Он не использует свои интеллектуальные данные для создания представления о себе. Отсутствие имиджа влечёт за собой неприятие его обществом, по-скольку именно имидж является связующим звеном героя и социума. Отсюда – мы можем говорить только об образе Чацкого, о его натуральности и правдивости. В отношении Евге-ния Онегина прослеживается совсем другая ситуация. Герой является частью общества, оно его принимает и Онегин довольно комфортно чувствует себя в нём. Имидж героя пропадает в тот момент, когда ему наскучила привычной жизни суета. Такие характеристики имиджа как прагматическая направленность, стереотипичность поведения, фальшивость натуры не проявляются у Онегина только в отношениях с Татьяной. Именно в этот момент мы говорим об образе героя, а не его имидже. О наличии имиджа мы можем говорить и у героя произ-ведения «Отцы и дети». Имидж Базарова пропадает только в отношениях с Одинцовой и в конце романа, где отношения с обществом для героя оказываются уже не важны. Тогда и проявляется целостность образа героя, его настоящая правдивая натура. Анализ героя с позиции имиджа выводит нас на типологию героя. Только герой, имеющий имидж, способен формировать определённый литературный тип. Такой герой, как Чацкий не типичен, он ин-дивидуален, а и Онегин, и Базаров создают определённые литературные типы.
Краткий анализ героев с позиции имиджа \ образа определяет несколько эффективных способов для раскрытия главного конфликта реалистического произведения – личности и общества. Он помогает проще и точнее определить образ героя и его цельность, а также является инструментарием построения типологии литературных героев. Такой подход к ин-терпретации внутренней сущности литературного героя не только активизирует интерес обучающихся к литературоведческим исследованиям, но заметно структурирует и алгорит-мизирует их работу, а, следовательно — упрощает и приводит к более чётким и обоснован-ным результатам.
Список использованной литературы
1. Иванчик Н.А. «Понятие имиджа». Грани имиджа. Сайт Томского политехнического про-фессионального лицея №20: 12.02.2003 Электронный ресурс: http //www.tomsk.fio.ru/works/254/ivanchik/ponitie.html
2. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2002, – 223 с.
3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. Филол. фак. Высш. Учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Related Posts via Categories
