Урок русского языка на тему «Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила)» (2 класс).

Автор: Садриева Луиза Вейесовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОБУ «СОШ №16» г.Зеленодольска РТ

О себе: стаж работы 20 лет. Люблю в свободное время читать, рисовать, вязать, петь. Мое педагогическое кредо «В каждом ребенке дремлет птица,которую нужно разбудить для полета…» Учитывая их интересы помогаю раскрыть в каждом ребенке способности.

Цели занятия по орфографии:
— создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
— организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой;
— содействовать исследовательской деятельности.
Оборудование:
— учебник «Русский язык» 2 класс ,Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
— памятка-алгоритм для работы с безударными гласными;
— плакат и карточки с заданием по дифференциации;
— толковый словарь;
— маркеры.

Ход урока.

1.Организационный момент.
— Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!

2.Чистописание.
На доске записаны слова. Пагода, асина, учиник, биреза. Согласны ли вы с их написанием? Объясните? Обведите в кружок те гласные, написание которых надо запомнить. Какие это гласные? (-о, -е)
Запишите эти гласные.(Запись в тетрадях о е)

3.Словарная работа. Игра «Дешифровщик».Угадайте слово.
1.АБВГ 2. ДЕЁЖЗ 3.ИЙКЛ
4. МНОП 5. РСТУ 6.ФХЦЧ
7.ШЩЪЫ 8. ЬЭЮЯ
Небесное тело.

2

1

2

2

2

1

-Прочитайте слово. (Звезда)
Слово записывается на доске.
-Поставьте ударение.(Зв_зда’)
-Выделим корень.( Зв_зда’)
-В корне есть безударная гласная. Подчеркнем.
-Подберем проверочное слово. Как это сделать?

Обратимся к словарю.
1. До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную.

2. Найди слово с одной из букв.
Находишь Не находишь
Пиши ту, что в словаре Ищи слово с другой буквой
Узнал букву Не узнал
Пиши ее Оставь пропуск

3. Проверь: прочитай слово у себя и еще раз сверь со словарем.
ЗВЕЗДА: небесное тело ”раскаленный газовый шар”, ночью видимое как светящаяся точка
Зажглись звезды. Небо в звездах. Полярная з. З. первой величины ”ярчайшая.
Вставим гласную. (Звезда- звездочка, звездный, зве’зды)

Правило
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение!

4.Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.
Слово записывается на доске.
— Поставьте ударение. (Звезда)
— Прочитайте полученный алгоритм.

Запись на доске.
— Читаю
— Ударение
— Корень
— Проверочные слова
— Пишу гласную

5.Чтение алгоритма по учебнику.(с.132)

6.Сравнение двух алгоритмов (своего и в учебнике).
Запомните этот алгоритм, чтобы не ошибаться в правописании…Чего? Договорите.
Для чего нужно знать алгоритм?

Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.

7.Физкультминутка.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим

8.Закрепление изученного.
1.Работа по учебнику.

а) Осложненное списывание. Упр.228, с.132.
Все рассуждения строго по алгоритму.

б) Диктант с подготовкой. Упр.229,с.132.
-Чтобы вы посоветовали одноклассникам, чтобы они не ошибались в написании таких слов, как мячи и мечи; слизал и слезал и т.д.
(Надо выяснить значение слова.)
Придумайте сами такие слова (устно.)
(Посидеть- поседеть, лиса-леса и т.д.)

В) Составьте предложение.
В, ж..вёт, ё.., л..су, к..лючий.
В лесу живёт колючий ёж.
Подчеркните все “опасные” места в этом предложении (объяснение учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово).
— Подчеркните главные члены в этом предложении.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!

9.Итог урока. Дифференцированная работа. Игра «Кто быстрей?» (между рядами).
На доске вывешиваются задания для каждого ряда.
Ученики выходят по одному и вписывают нужную гласную фломастером.
Побеждает тот ряд, который закончит быстрее и вставит буквы без ошибок.

Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.

— С какой орфограммой мы сегодня работали?
— Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?
— А как работать с безударными проверяемыми?
— А для чего нам нужно всё это?
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

10.Задание на дом.
Упр.227, с. 131. Выучить памятку (алгоритм) на с. 132.
Упр. 229, с.99 (Д/м.) Подчеркнуть в книге слова с безударными гласными в корне.

11.Рефлексия.
— Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни!