Урок русского языка по теме «Фонетическая работа. Сильная и слабая позиция гласного. Орфографическая работа» (2 класс, Занковская система).
Автор: Рябова Светлана Евгениевна, учитель начальных классов средней школы №26, города Мирного Республики Саха (Якутия).
О себе: Стаж педагогической работы — 21 год. Работаю по системе Занкова Л.В. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Я считаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Мой педагогический опыт показывает, что нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.
Деятельность учителя — это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепшую душу ребенка. Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то достичь, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно находиться в состоянии успеха, должен идти вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть радостный труд. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Именно поэтому уже много лет я работаю по системе Занкова Л.В., где система даёт ученику развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.
Работая в школе, учусь принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к себе. Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное — увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы. Очень важно раннее выявление склонностей и способностей детей. Это основное условие и для здоровьесберегающей работы. Поэтому перед собой я ставлю задачу, так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся полностью проявить свои способности. Для решения этих задач я применяю дифференцированный подход. Такой подход к учащимся способствует развитию умения размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты. Это очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. И закончить я хочу свои размышления словами:
Многому я научилась у своих наставников,
Еще более — у своих товарищей,
Но более всего у своих учеников.
Ход урока.
Цель: Различать слабую и сильную позиции гласного звука. Учиться находить проверочные слова. Составление алгоритма «Безударный гласный»
Оборудование: учебник русского языка , 2 кл. — Н.В. Нечаева, рабочая тетрадь № 2 , 2 кл.- С.Г. Яковлева
Ход урока | Деятельность учащихся | |
I. II. . . . III. . . . . . IV. . . . V. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . VI. . VII. |
Оргмомент.
Минутка чистописания- Назовите буквы, которые пишутся после разделительного мягкого знака (я,ё,ю,е,и) — А после твердого? — Запишите одну заглавную и две строчных в соединении. (Яяя Ёёё Еее Ююю Иии) Актуализация опорных знаний. Запись на доске: утром марина вышла к рике. Морос Запушыл диревя снижком. — Какое задание надо выполнить? (Исправить ошибки. Объяснить орфограммы) — Над какими орфограммами работали? (начало предложения, имя собственное, безударный гласный, парный согласный, жи-ши, разделительный Ь знак.) Совместная постановка цели и задач урока. — Над чем будем работать на уроке? — Мы продолжаем работу над орфограммой безударные гласный в корне. Составление алгоритма проверки. Работа над темой: 1. Работа по учебнику № 115 — Какие звуки учит выговаривать скороговорка? ([д], [т], [р]) — Что можете сказать о этих звуках? Самостоятельное чтение первой части задания. Разбор порядка выполнения своих действий. Самостоятельная работа детей. Проверка. В ходе проверки дети выводят алгоритм «Безударный гласный в корне». На доске учитель записывает алгоритм, который составили совместно. ударение с слабая позиция место орфограммы проверка — Зачем авторы учебника дали вам это упражнение? 2. № 116. — Какие орфограммы скрываются за каждой выделенной буквой? (Написание гласного после шипящего, безударный гласный) — В каких случаях потребуются проверочные слова? (безударный гласный) Итог урока. — Что нового узнали на уроке? — Что не получилось сегодня на уроке? Домашнее задание. Тетрадь № 25 |
Активное общение ученик-ученик
Определение детьми темы урока. Совместная постановка учебной задачи Коллективный диалог
Коллективный диалог. Учитель направляет.
Наглядно-демонстрационное сопровождение. Самостоятельные выводы. Отстаивание своей точки зрения. Коллективный поиск окончательного ответа.
Активное общение.
|
Самоанализ урока.
Данный урок был проведен 2.12.08. Присутствовали 6 учителей.
Основная цель урока реализуется через решение промежуточных задач. На этом уроке добиться цели я предлагала с помощью следующего:
Определение темы урока совместно.
Обсуждение проблемной ситуации.
Наблюдение, обобщение, сравнение.
Самостоятельное решение познавательных заданий.
Выбор методов, приемов и форм работы осуществлялся в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом цели и учебной задачи.
Метод частично-поисковый.
Ставила трудные вопросы, требующие размышления, актуализации знаний о гласных звуках, их обобщение, определенной систематизации. Отвечая на вопросы, дополняя друг друга, наблюдая, сравнивая, обобщая, дети продвигались в мыслительной деятельности. В меру своих возможностей дети проявляли самостоятельность и инициативность.
Урок проходил как размышление, рассуждение. Я считаю, что урок достиг цели. Дети работали с интересом. Поставленные задачи были решены. Перегрузки учащихся не было, благодаря смене видов деятельности и формам работы.