Урок развития устной речи во 2 классе (сложный дефект).
Автор: Житникова Наталья Николаевна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интернаты №20 VIII вида, г. Новокузнецк
О себе: Мой педагогический стаж — 20 лет. Я работаю над концепцией коррекции и компенсации развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляю свою деятельность в соответствии со стратегией образования, уделяю внимание диагностике развития обучающихся и мотивации успешности обучения. Я участник конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Мои воспитанники ежегодно являются участниками городских и районных конкурсов. За успехи в учебно-воспитательном процессе, за вклад в развитие коррекционной педагогики, за любовь к детям награждена Почетными грамотами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит лёгкая музыка (на доске картина «Осень»).
— Ребята, представьте, что мы пошли гулять в парк. На земле лежат сухие листья. Какого они цвета осенью? Они желтые, красные. Но прислушайтесь, кто-то потерялся среди деревьев (мяу-мяу). Кто это? (кошка). Правильно. Это кошка.
2. Повторение пройденного материала.
Возьмите из коробочки картинки, положите перед собой (кошка, корова, лошадь).
Найдите карточку, где изображена кошка. Положите на карточку руку. Лишние карточки уберите в коробочку. На прошлом уроке мы с вами говорили о кошке. Где она живет? (дома). О ней заботится человек. Кошка — домашнее животное. Давайте посмотрим, что есть у кошки.
У кошки есть голова. Повторите «го-ло-ва». Покажите голову.
На голове ушки. Повторите «уш-ки». Покажите. Глазки, нос, усы, туловище (показываем). Это что? (лапы, хвост). Как кошка голос подает? (мяу).
3. Физминутка.
Киска лапки подними,
Киска лапки опусти Киска,
Киска покружись
а потом земли коснись.
И животик свой потри
Раз, два, три — раз, два, три!
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о другом домашнем животном. А о ком вы узнаете, если правильно соберете картинку.
Возьмите из коробки карточки и составьте картинку. Кого вы видите на картинке? (собаку).
5. Изучение нового.
Собака живет рядом с человеком. Человек ухаживает за ней: гуляет, кормит.
Ребята, а чем бы вы накормили собаку? (предлагаются: яблоко, ягода, косточка). Правильно, собаки любят косточки.
Давайте рассмотрим собаку.
Это что? Го-ло-ва.
Что есть на голове у собаки? Глаза. Давайте посчитаем, сколько их? (один, два).
Уши, рот, нос (показываем).
Самая большая часть собаки называется туловище (показываю).
Собака быстро бегает. У неё есть лапы. Яна, покажи, где у собаки лапы. Посчитаем, сколько лап (4). А что это у собаки? (хвост).
6. Пальчиковая гимнастика.
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Тело собаки покрыто шерстью, чтобы ей было тепло. Давайте погладим собаку. Шерсть у нее мягкая, пушистая.
А ещё собаки умеют разговаривать.
Кто знает, как собаки разговаривают? (гав-гав).
Давайте послушаем.
У собаки бывают детки. Их называют щенки (покажите на картинке щенят). А где мама?
Покажите, какая мама большая. А щенята? (маленькие).
7. Физминутка.
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подбежал щеночек,
Попросил кусочек.
Сел пёс стал гадать:
Дать или не дать?
Посидел, посидел
Пожевал, пожевал.
Встал! И не дал! Вот какая жадина!
8. Закрепление.
Игра «Путаница» (дети подбирают нужную голову туловищу животного).
Танграм (дети собирают фигуру собаки из геометрических фигур). Блоки Дьенеша.
9. Итог урока.
Ребята, вы молодцы! На уроке очень хорошо работали. Я хочу подарить вам вот таких собачек. Играйте с ними, дружите, не обижайте. Молодцы! (игрушки собачки).