Индуктор — главная часть современного урока химии.
Автор: Тамме Екатерина Владимировна, учитель химии I квалификационной категории МБОУ «Алданский лицей», РС (Якутия).
О себе: Я люблю заниматься организацией лицейских праздников и мероприятий. Мое педагогическое кредо: «Надо любить то, что ты делаешь, иначе в работе твоей не будет смысла!». На своих уроках использую современные технологии и методы (ИКТ, проблемное обучение, и т.д.).
Ни для кого не секрет, что сейчас образование в России претерпевает большие изменения. В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии. Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в том числе и химии в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей.
Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связанное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованности профессии и др.).
В результате анализа учебно-методической работы за прошлый учебный год, я сделала вывод, что внутренняя мотивация учащихся к изучению химии выросла, по сравнению с прошлым годом, в частности из-за правильного подбора элементов урока в поурочном планировании.
Самой главной мотивирующей частью урока я считаю – индуктор. Многие читатели удивятся, когда прочтут это слово, потому что ИНДУКТОР (лат. inductor, от induco — ввожу, навожу, побуждаю), 1) электромагнитное устройство для индукционного нагрева тел (преимущественно проводников) вихревыми токами, возбуждаемыми переменным магнитным полем. 2) Магнитоэлектрическая машина (обычно с ручным приводом), вырабатывающая высокое напряжение. Применяется в телефонных аппаратах станций ручного обслуживания и др. 3) Часть магнитной цепи электрической машины, содержащая обмотку возбуждения. Однако эта метафора используется как раз в том смысле слова, которое дословно переводится с латинского «побуждаю» к действию. Итак, индуктор – часть урока, которая является мотивирующей и вводится, как правило, в начале урока.
Мною была проделана работа по классификации видов индуктора на уроках химии:
1. Презентация – элемент информационной организации обучения, с помощью которого происходит стимулирование зрительной памяти ребенка. Использование презентации возможно практически на каждом уроке. Возможно использование презентации в качестве домашнего задания для учащихся.
2. Видео ролик – элемент информационной организации обучения, с помощью которого происходит стимулирование как зрительной памяти, так и мотивации к практическому проведению эксперимента учащимся самостоятельно или с помощью учителя. Видео ролики находятся в свободном доступе в сети интернет, а так же могут быть собственным продуктом на уроке (для этого необходимо провести демонстрационный эксперимент на уроке с помощью ученика или самостоятельно и снять это на видео).
3. Фотография или картинка – демонстрационный элемент обучения. Использовать фотографии ученых можно в разделах неорганической химии при изучении Периодической таблицы Д.И.Менделеева, в органической химии при изучении теории А.М.Бутлерова, а так же при изучении «фамильных» реакций и экспериментов.
4. Обыгранная проблемная ситуация – элемент технологии проблемного обучения, который может быть применим к любому уроку химии. Элементы проблемного обучения, в отличии от многих других, с первых минут урока позволяют вовлечь учащихся в тему урока.
5. «Правильный вопрос» — универсальный элемент урока, который может быть использован в любой технологии. «Правильный вопрос» — это вопрос, который пронизывает весь урок и структура такого урока построена так, учащиеся разными способами в течении всего урока ищут ответ на вопрос. Результатом такого урока является нахождение «правильного ответа», который и оценивается учителем.
При использовании элементов — индукторов информационной организации обучения следуют иметь представление о их формах:
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
3. Использование ресурсов сети интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
При использовании информационной организации обучения следуют иметь так же представление о методах, которые можно реализовать на уроке с использованием мультимедийной учебной презентации :
а) Объяснительно-иллюстративный:
— рассказ;
— лекция.
б) Творчески-преобразующий:
— по определенному иллюстрированному слайду составить рассказ, прокомментировать или объяснить сущность явления;
— придумать из набора картинок опыт, подтверждающий исследуемый процесс;
— остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса;
— подготовить выступление ученика с реферативной работой и презентацией к выступлению, что учит его конкретизировать материал, устанавливать логические связи, выступать публично.
в) Осуществить контроль знаний, составить таблицу по предложенному макету.
— выполнить тест;
— ответить на поставленные вопросы.
Применение мультимедиа технологий хорошо сочетается с различными педагогическими технологиями:
развивающего обучения, которое предполагает развитие мышления ребенка через работу его с различными источниками информации; проблемного обучения, где самостоятельная исследовательская деятельность учащегося и ее представление в виде компьютерного проекта способствует росту интереса учащихся к предмету, стимулирует его дальнейшее творчество.
Опираясь на теоретические положения, и исходя из предположения, что если на уроках систематически использовать ИКТ, которые одновременно воздействовали бы и на рациональную, и на эмоционально-волевую сферу личности ученика, с целью повышения мотивации учения школьников на уроках химии, была разработана модель обучения химии с использованием ИКТ.
Данные виды индукторов используются мною в планировании уроков химии и успешно приносят свои результаты. Количество сдающих ЕГЭ по химии увеличилось в 3 раза, по сравнению с прошлым учебным годом. Увеличилось в 2 раза количество призовых мест на олимпиадах. Качество образования по химии улучшилось на 50%.
Таким образом, использование индуктора на уроках химии позволяет повысить внутреннюю мотивацию учащихся к изучению химии. Рекомендую использование этого элемента урока для всех учителей.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Компьютерные телекоммуникационные технологии в сфере образования.- Школьные технологии. 2004 №3.
2. Жильцова О.А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии.- Химия в школе, 2001, №2
3. Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя химии.- Химия в школе, 2003, №9
4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
6. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования.- Химия в школе, 2001, №1.
7. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.: КАРО, 2002. – 204с.
Related Posts via Categories
