Занятие для детей младшей группы по ознакомлению с окружающим «Рыбка – озорница»

Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель ФГДОУ «Детский сад № 158» Министерства обороны России, г.Хабаровск

Цели:
1.Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), ёмкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбок, плавающую в аквариуме кормушку.
2. Продолжать учить детей наблюдать за поведением рыбок во время кормления: как реагируют на действия людей, на появление корма, как подплывают, как открывают рот и хватают корм. Сообщить, что рыбок в аквариуме надо кормить каждый день, так как они живые и без пищи могут умереть. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца –голова, с другого- хвост, сверху туловища спина, снизу- брюшко; есть плавники на спине, брюшке, хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуёй. Рыбки ярко –оранжевого цвета, золотистого, серебряного, зеленого и др.
3. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, учить детей заботиться о них.
Материал: картинка с изображением двух рыб, имеющих несколько различий во внешнем виде.
Предварительная работа: Знакомство с обитателями аквариума, с условиями их обитания.

Ход занятия:

I. Воспитатель приглашает детей в гости к рыбкам, с которыми они познакомились в прошлый раз. Но, подойдя к двери ` «Морской комнаты»`, все с удивлением обнаруживают, что она почему-то никак не открывается.

Воспитатель: Дети, чтобы открыть дверь в морскую комнату, надо отгадать «рыбкину» загадку. Игра «Рыбки – озорницы».
На магнитной доске, на которой висит плакат нарисованным морем появляются 2 рыбки (одинаковые по форме и размеру, но разные по окрасу). Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на рыб и найти отличия. Когда все различия найдены, воспитатель открывает дверь в «Морскую комнату» и приглашает детей войти.

II. Дети входят в «Морскую комнату».

Воспитатель обращает внимание детей на аквариум с рыбами и читает загадку:
Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Кто в этом домике живет?

Дети рассматривают рыбок, вспоминают, что домик для рыб называется аквариум и что рыбки плавают в воде.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть рыбку внимательно и задает вопросы:
1. «Где у рыбки голова, а где хвост?
2. Что у рыбок на голове?
3. Где у них спина?
4. А где брюшко?
5. Что еще есть у рыб?»

Выслушав ответы детей, уточняет: «Голова спереди, хвост сзади. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза. На спине, хвосте и брюшке — плавники».

Затем предлагает рыбок покормить и рассказывает, что рыбки едят специальный корм (показывает его) говорит, что существует большое множество кормов для рыб; корм бывает сухой и живой, кормить их надо утром и вечером. Дети наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды и заглатывают корм.

Воспитатель спрашивает, нравятся ли детям рыбки, и предлагает поиграть в рыбок.

III. Игра «Рыбка, рыбка» (физкультминутка)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.

По ходу чтения стихотворения, дети выполняют движения:
• дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки;
• на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой;
• дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает `рыбкин` хвост, покачиваются из стороны в сторону.

Пока проходит физкультминутка помощник воспитателя выносит волшебное дерево «Рыбное дерево»

IV. Воспитатель: Посмотрите, а в нашей группе появилось необычное дерево. Оно тоже не простое на нём растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи, я буду говорить начало стихотворения, а вы его заканчивать.

Далее воспитатель читает стихи.
1. Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как …(рыбы)
2. Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно …(рыбка)
3. Вот с крючка срывает крошки очень мелкая… (рыбешка)
4. Выплывает, корм ища пребольшая … (рыбища)
5. Рыба не клюет никак, видно, я плохой… (рыбак)

Воспитатель и дети прощаются с рыбками и обещают прийти еще в гости полюбоваться на них и покормить