Урок информатики по теме «Кодирование информации».

Автор: Новолодская Светлана Владимировна, учитель информатики вышей категории, МОУ Гимназия №2 г.Нерюнгри РС(Якутия).

О себе: Педагогический стаж – 14 лет. Моя задача – через свой предмет сформировать у обучающихся основы научного мировоззрения, целостное представление о мире, об общности информационных процессах в живой и неживой природе. Подготовить ребят к практической деятельности и жизни в информационном обществе. Информатика для меня не просто предмет – это средство успешной социализации своих воспитанников и самореализации в условиях постоянно меняющегося окружающего мира.

Класс: 6
Тема урока: «Кодирование информации. Кодирование текстовой информации» (2 часа)
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Цели:

  • обучающая – создать условия для осознания обучающимися того, что информационный обмен между устройствами компьютера реализуется в виде электрических сигналов в которые преобразуются 8 разрядные двоичные коды, соответствующие символам кодировочной таблицы достаточного алфавита; познакомить обучающихся с понятием контроллера и его функциями; учить кодировать и декодировать информацию;
  • развивающая – учить создавать модели с порой на имеющиеся знания; строить цепочку логических рассуждений, приводящих к умозаключениям (выводам);
  • воспитательная – уважительное, корректное отношение друг к другу.
Логика предметного содержания Этапы урока
1 Проверка готовности обучающихся к уроку Организационный момент, мотивация обучающихся на УПД
2 Слайд №1 (интерактивная доска)
1. Что вы видите на слайде? (устройства компьютера).

2. Распределите устройства компьютера в группы.

3. Назовите эти группы (устройства ввода, устройства хранения, устройство обработки, устройства вывода информации).

4. Составьте схему (модель) информационного обмена между устройствами (чертят на новом слайде).

5. Какую информацию можно вводить в компьютер с помощью устройств ввода и выводить с помощью устройств вывода (дополняют схему)

6. Что на схеме вы обозначили стрелками (каналы связи между устройствами).

7. Что выступает в качестве канала связи между устройствами? (провод, кабель).

8. Какую информацию можно передавать по каналам связи между устройствами компьютера? (по каналам связи можно передавать все виды информации)

Итоговый вывод учителя из рассуждений обучающихся – по каналам связи (проводу) можно передавать информацию любого вида: текст, числа, звук и т.д. Вывод можно записать на слайде.

Актуализации знаний.
3 Можно ли по электрическому проводу, кабелю передать буквы, числа, рисунки, музыку? (нет) Этап разрыва между знанием и не знанием №1
4 1. Что можно передать по проводу? (ток, электрический сигнал).

Вывод 1
– информационный обмен между устройствами компьютера организован в виде электрических сигналов.

2. Какое состояние может принимать электрический сигнал? (включить/выключить, сигнал есть/сигнала нет, да/нет, истина/ложь).

3. Какими знаками  удобно обозначить наличие или отсутствие сигнала? (0-сигнала нет, тогда 1-сигнал есть).

4. Алфавит какой системы счисления состоит из 0 и 1 (двоичной).

Вывод 2 – для представления информации в компьютере используется двоичная система счисления

5. В каком виде мы вводим информацию в компьютер?  (аналоговом – исходном: буквы, числа, рисунки, звуки).

6. В каком виде компьютер выводит информацию?  (аналоговом – исходном: буквы, числа, рисунки, звуки).

7. Может ли информация от устройств ввода до устройств вывода пройти в аналоговом виде? (нет)

8. В каком виде может? (в виде электрических сигналов).

Этап поиска ответов на вопросы №1
5 Что должно происходить с информацией при поступлении ее на устройства ввода, вывода? (должна менять обычную форму на электрический сигнал и наоборот). Этап разрыва между знанием и не знанием №2
6 1. Что может помочь заменить текст, числа, звуки и т.д. на электрический сигнал? (1, 0 – двоичная система счисления).

2. Как будет называться процесс преобразования информации из обычной формы в информацию представленную в виде 0 и 1 (кодированием).

3. Кодирование произвольный процесс? Как хочу так и кодирую? (нет, это процесс с общепринятыми правилами кодировки, должна быть таблица кодировки).

Вывод №3 – любому знаку информации в обычном виде необходимо поставить в соответствие с кодировочной таблицей двоичный код. Именно двоичный код в виде электрических сигналов (1-сигнал есть, 0-сигнала нет) будет учувствовать в информационном обмене между устройствами компьютера.

Этап поиска ответов на вопросы №2
7 1. Показать обучающимся кодировочную таблицу. Сколько символов в кодировочной таблице? (256).

2. В работе компьютера используется достаточный алфавит. Достаточный означает, что количество символов алфавита достаточно для работы ПК. В данный алфавит входят буквы русского. латинского алфавитов, цифры, математические знаки, пунктуационные знаки, пробел.

3. Из кодировочной таблицы видно, что для кодирования одного символа достаточного алфавита используется 8 знаков (0 или 1) поэтому говорят, что каждый символ достаточного алфавита кодируется восьмиразрядным двоичным кодом.

Этап введения понятия достаточного алфавита
8 1. Сколько времени проходит с момента набора на клавиатуре слова «мама» до момента отображения его на мониторе? (доли секунды).2. Какие действия происходят за эти доли секунды с информацией (каждой букве согласно кодировочной таблице ставится в соответствие двоичный код:

М – 11001100

А —  11000000

М – 11001100

А —  11000000

МАМА – 11001100 11000000 11001100 11000000

этот код преобразуется в электрический сигнал, который  поступает в процессор из процессора  электрический сигнал поступает на  устройство вывода — монитор, где преобразуется в двоичный код, а двоичный код соответственно преобразуется в соответствующие буквы)

Весь процесс кодирования и декодирования информации производят контроллеры соответствующих устройств. В нашем примере контроллеры клавиатуры и монитора.

3.Работа в паре – сейчас я предлагаю вам поработать в качестве контроллеров. Закодируйте короткое сообщение для вашего соседа с помощью кодировочной таблицы. Поменяйтесь тетрадями раскодируйте сообщение. Сделайте выводы о правильности выполнения задания вашим напарником:

1) каждому символу сообщения ставиться в соответствие  8разрядный  двоичный код;
2) 8 разрядный двоичный код соответствует символу;
3) закодированы все символы сообщения;
4) декодированное сообщение читается, имеет смысловую нагрузку.

 

Этап первичного закрепления с введением нового понятия контроллера
8 Подведение итогов урока:

  1. С какими проблемными ситуациями мы столкнулись на уроке?
  2. Какие основные выводы мы сделали анализируя проблемные ситуации?
  3. Какие новые понятия усвоили?
Этап рефлексии

Д\З: §1.3, 1.4