Актуальные проблемы современной школы.

Автор: Беспалова Галина Михайловна, МАОУ СОШ «Лицей № 102 г. Челябинска»

О себе: Занимаюсь проблемой методологической пропедевтики студентов младших курсов.

Основным заказчиком образования является государство, оно – главный источник финансирования образовательных учреждений. Компетентные государственные органы разрабатывают образовательные программы, учитывающие нынешние потребности страны в квалифицированных специалистах и потребности, которые могут возникнуть в будущем при реализации целевых программ развития страны. Таким образом, диктует условия – государство, а не обучающиеся и их родители, опекуны. Но, зачастую, на деле все иначе. Родители, опекуны обучающихся считают, что имеют полное право предъявлять свои требования к учителям и администрации школы, основанные на собственных представлениях о процессе обучения и его конечном результате.На данный момент имеем следующее: учитель занимается не основным своим делом – дает полные и четкие представления детям о предмете, формируя, в частности, когнитивный компонент обучения, а балансирует между учащимися, родителями, опекунами и администрацией школы, которая, с одной стороны, заинтересована в финансовой добровольной помощи родителей учащихся.А с другой –руководство пытается сохранить свою репутацию и улучшить различные показатели своего образовательного учреждения, поэтому будет всеми силами стараться, во-первых, «замять» конфликт, если таковой возникает; во-вторых, искусственно получать результаты, например, городских срезов, организация и проверка которых возлагается полностью на школы.

По мнению В.А. Сухомлинского: «Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, — это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка». В наше время, основой недоверия и подозрительности учителя к ученику является страх, возникающий из-за откровенного шантажа родителей обращением в различные инстанции на действия учителя. В первую очередь, такое поведение родителей, опекунов можно объяснить неграмотностью в данной сфере, но не исключено, и попыткой оправдаться перед своим ребенком за недостаточное внимание к нему. Необходимо устранять безграмотность родителей; искоренять, посеянные незнанием, страхи за своего ребенка; рассеять миф о жестоких учителях, уничижающих своих подопечных. Достаточно обратиться к сети интернет, в которой «ходят» ролики другого содержания, где агрессорами выступают именно дети. Нельзя отрицать факт жестокого обращения учителей, но эти случаи либо исключения, либо результат методичных издевок над педагогом. В последних случаях, как нам кажется, проявляется состоятельность директора, который должен думать о том, как примирить стороны, а не о своем месте директора. На практике администрация школы встает, в большинстве случаев, на сторону родителей, опекунов, потому что различные незапланированные проверки несут дополнительную нагрузку на директоров и их заместителей, которые отвечать за «нерадивого» учителя не спешат.

Нам всем следует помнить, что «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (цит.В.А. Сухомлинского). Основы морального воспитания закладываются в семье, а социум может только их корректировать, но большинство людей принимают позицию невмешательства и отстраненности. Не стоит забывать, что безразличие и равнодушие как безграничная, слепая любовь одинаково разрушительны для детской души; а также, что нынешняя молодежь – то поколение, при котором нам проживать свою старость.

На сегодня актуальным становится высказывание В.А. Сухомлинского: «Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет легкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды» (курсив автора статьи).Поэтому на школе, начиная с начальной, как социальном институте, лежит большая ответственность за физическое, нравственное здоровье будущего поколения, а также за его полноценные знания, умения, навыки. Методика оценки эффективности работы школы на основе сухих статистических чисел, например, количестве выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов (на деле, что может быть результатом работы репетитора) приводит лишь к погоне за показателями, но не к качеству образования. Зачастую одни и те же дети участвуют во всех школьных, межшкольных, районных, городских, всероссийских, международных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и т.п. Учителям некогда учить детей учиться.

Другой наиболее острой проблемой является бесправность, беззащитность учителя перед обучающимися и их родителями, опекунами. Реальных инструментов, средств воздействия, хотя бы на учеников у учителя, нет. Не оказывают никакого эффекта обращения к родителям с целью как-то повлиять на ребенка. В обществе, в котором попирается уважение к учителю и его труду, не поддерживается престиж этой профессии, образование в широком смысле не будет оправдывать возложенных на него надежд государства.

Еще раз обратимся к титану педагогики В.А. Сухомлинскому: «Нет, нельзя закрывать глаза на то, что вокруг нас еще есть зло и мерзости. Никакой каменной стеной не оградить их от школы. Чтобы бороться и преодолевать это зло, очистить юные души от грязи, унаследованной от старого мира, надо смело смотреть правде в лицо», в продолжении скажем – в противном случае проблема будет только усугубляться.

Таким образом, предлагаем:
1. Запустить социальную рекламу, направленную на создание положительного образа учителя и важность семейного воспитания.
2. Наладить тесное сотрудничество всех государственных органов и учреждений, работающих с детьми (например, возможность на ранних этапах корректировать специалистами асоциальные поведенческие реакции ребенка).
3. Закрепить возможность установления обязательных ежемесячных взносов, которые будут направлены на текущие, неплановые траты (например, приобретение современных индивидуальных парт) или на дополнительное оснащение материальной базы (например, оборудование для проведения экспериментов по соответствующему профилю школы).
4. Перенаправлять обращения родителей в органы образования для экспертной оценки деятельности учителя (например, объективно оценить результаты контрольной работы).
5. Возложить обязанность за устранение пробелов в знаниях учеников, полученных не по вине учителя или администрации, на родителей.
6. Ужесточить ответственность родителей за поведение своих детей в школе (например, ввести штрафы).
7. Разрешить отстранения учеников от уроков на определенное время (например, за нарушение дисциплины).
8. Получить на практике возможность оставлять на второй год учеников среднего обязательного образования с полным возмещением родителями затрат на его повторное обучение.
9. Изменить критерии оценки эффективности работы школы (измерять эмоциональный климат коллектива, например, с помощью теста).

Список литературы:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям[Электронный ресурс]// http://modernlib.ru/books/suhomlinskiy_v/serdce_otdayu_detyam/read

dateАпрель 4, 2016